Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

лекта черневых татар (туба-кижи), второй — диалекту кумандинцев (куманды-кижи), третий — диалекту лебединских татар-чалканцев [Баскаков, 1965, 1972, 1985]. Каждая книга содержит систематизи­ рованное описание диалекта, состоящее из полного грамматического очерка, фольклорных текстов и словаря. Сбор фольклорного материала всегда был приоритетной задачей Горно-Алтайского научно-исследовательского института языка, исто­ рии, литературы, созданного в 1952 г. (ныне Институт алтаистики им. С.С. Суразакова Республики Алтай). В 1950—1970-е гг. сбором фольклора и его публикацией занимался учёный-фольклорист Сазон Саймович Суразаков (1925—1980). Им была опубликована серия «Уст­ ное народное творчество алтайцев» [Алтай албатыныҥ..., 1962, 1963], учебное пособие «Алтай фольклор» [Суразаков, 1975], основана серия «Алтай баатырлар» [1958—1980], а также изданы героические сказания «Алтын-Бизе» [1965], «Маадай-Кара» [1973] и др. Большой вклад в изучение истории и этнографии алтайцев внёс Леонид Павлович Потапов (1905—2000). Результаты его исследований изложены в книге «Алтайский шаманизм», в которой дан подробный анализ пантеона божеств, культов и сюжетов алтайской мифологии [Потапов, 1991]. Одновременно с Л.П. Потаповым на Алтае работали этнографы А.Д. Данилин (1896—1942) и Л.Э. Каруновская (1890—1975), которые изучали верования, культы и фольклор бурханистов [Данилин, 1993]. Повышенный интерес исследователей к традиционным верова­ ниям и обрядам проявился и в конце XX в. Исследованием религиоз­ ных верований и мифологии алтайцев в сравнительном аспекте зани­ мались этнографы Н.А. Алексеев [1980, 1984], А.М. Сагалаев [1984, 1992], В.П. Дьяконова [2001], В.А. Муйтуева [2004]. Большая часть материала по несказочной прозе, включённая в настоящий том, собрана в 80—90-е гг. XX в. во время комплексных фольклорных экспедиций, организованных с 1984 по 1989 г. сотруд­ никами Горно-Алтайского научно-исследовательского института языка, истории и литературы совместно с Новосибирской государственной консерваторией им. М.И. Глинки. В первой экспедиции в 1984 г. участвовал основатель серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», чл.-кор. РАН Александр Бадмаевич Соктоев (1931—1998). Ценными результатами этой экспедиции явились записи текстов о сотворении мира и божествах ( бурканах ), сделанные З.С. Казагачевой и Т.М. Садаловой от сказителей Т.А. Чачиякова и Е.К. Сунушева, а также тексты о мифических существах Тьелбегене

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2