Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Другая, увидев [парней], говорит: — Ну, если ты хочешь, чтобы тебя поймали, — твоё дело. Я им не дам себя поймать! 3 Схватив топшур, та девушка улетела в небо. Другая, схватив свой икили , в реку прыгнула. Когда [парни] пришли, никого нет. Только следы их остались. А на камне, где ики ли лежал, след остался. От топшура, на котором играли, [тоже] след остался. Парни, дерево срубив, выстругали его так, как следы остались. К [отпечатку] и к и ли приложив, из дерева и к и ли сде­ лали, к [отпечатку] топшура приложив, топшур сделали. Так с тех пор ики ли , топшур появились. Почему же так случилось? На топшуре, ики ли живое боже­ ство играет, такая вот легенда тоже есть. 69. МОЯ МАМА ИГРАЛА НА КОМУСЕ И ИКИЛИ Моя мама на икили , комусе умела играть. В детстве, овец пася, на комусе поиграв, [как-то] уснула. Злой дух напал на неё. После этого моя мама сильно болела. Два месяца в забытье лежала. И шамана вызывали. Шаманы с тех пор её комус за­ ставили бросить. Знающий шаман был, он сказал, чтобы она комус бросила, и к и ли бросила. Её хотят увести кёрмёсы, сказал. Если так играть, то из той земли кёрмёсы приходят, сказал. «Твой и к и ли плачет, будто человек, бросай», — сказал. 70. КАК ПОЯВИЛСЯ КАЙ 1 Три парня на охоту поехали, оказывается. Все трое — боль­ шие охотники. Один парень — человек из рода мундус, один парень — человек из рода иркит, один парень — человек из рода тёлёс, оказывается. До большой горы добравшись, парень из рода мундус всю ночь не спал, то смеётся, то к чему-то прислушивается*. Рано утром он сказал: — Я слушал кай духа-хозяина Алтая, на охоту не пойду, пока этот кай не кончится, пока этому каю не научусь, буду си­ деть, — так сказав, в стане остался.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2