Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
О ЗНАЧИМЫХ ПРЕДМЕТАХ 65. КАМЕНЬ АЬАДА Камень дъада есть, говорят. Такие гладкие камни бывают, если их разбить, будет ненастье. За этой священной горой, за этой священной горой Ирбистю* есть камень дъада, говорят, есть там, в одном месте. Огромный. Некий Дьалбакпай, пася овец, туда поднялся, этот камень разбил. Да, камень дъада раз бил, говорят. Разбил, домой принёс. Его аил. там, в Сасын-Кёле был, что ли? Где-то вон там. Кудай*! Ливнем аилы чуть не смы ло. Лил и лил, не переставая. Потом один человек, поняв, что к чему: «Ты камень дъада разбил, оказывается. Тот дъада держи в тепле, иди спрячь. По-другому никак нельзя», — сказал. Так его спрятали, говорят. 66. НАША КНИГА В древности алтайцы все были грамотными, оказывается. Од нажды мужчины на войну отправились, оставшиеся женщины, дети-потомки в а и л а х сидели. В эти тяжёлые и трудные годы корова тайком книгу съела*... Теперь, когда, забив корову, её кишки-желудок очистите, то нашу многоскладчатую книгу уви дите. Даже знаки, похожие на тамги, ещё не стёрлись, видны. У нас, у алтайцев, говорят, раньше книга, называемая «будак- бичик »*, была, после этого у нас «ойротская книга»* была. 67. ПОЯВЛЕНИЕ КОМУСА Давно, в древние века, после того, как земля-вода сотвори лась, в век, когда народ был сотворён, один немой человек* с людьми разговаривать не мог. Немому человеку было обидно. Все 12 Заказ № 516
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2