Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

тайцев: о созвездиях Плеяды, Большая Медведица, Орион, — запи­ санные Никифоровым от сказителя Чолтыша Куранакова из рода комдош, жителя села Аскат. Возможно, от него же зафиксирован и ряд других устных рассказов (о шамане, потопе, летяге, Сартакпае). Интерес к родному фольклору проявлял алтайский художник Гри­ горий Иванович Чорос-Гуркин (1870—1937). Материалы, собранные им во время его первого путешествия по Алтаю в 1902 г., были опубликованы в книге Г.Н. Потанина «Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки» [1916]. Жизнь и творчество выдающе­ гося художника Г.И. Чорос-Гуркина достаточно полно освещены в на­ учных трудах искусствоведа В.И. Эдокова [1984, 1994]. Детство и юношество Чорос-Гуркина прошли в церковной среде, в восьмилетием возрасте он поступил в иконописный класс при Алтайской духовной миссии и проработал почти 15 лет иконописцем в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск), затем в г. Бийске. Исследование фольклора и этнографии алтайцев началось в 20— 40-е гг. XX в., когда в Горном Алтае работали такие известные тюр­ кологи, как А.В. Анохин, Н.П. Дыренкова, Е.А. Каруновская, А.Д. Да­ нилин, А.Г. Новиков, П.И. Каралькин, Л.П. Потапов, Н.А. Баскаков. Неоценим вклад композитора, и этнографа Андрея Викторовича Анохина (1869—1931) в собирание фольклора и в изучение алтайского шаманства. В своей работе «Материалы по шаманству у алтайцев» [Анохин, 1924] учёный дал подробное описание шаманских атрибутов и анализ религиозного контекста алтайского шаманизма, а также тек­ сты камланий. Большая часть собранного им материала хранится в архиве МАЭ (Кунсткамера) в г. Санкт-Петербурге, где работал учё­ ный. В годы Великой Отечественной войны сбор лингвистического и фольклорного материала на Алтае вёл видный тюрколог-филолог Ни­ колай Александрович Баскаков (1905—1996). По классификации Н.А. Баскакова, южные диалекты алтайского языка — алтайский (ал- тай-кижи), телеутский и теленгитский — относятся к киргизско-кып- чакской языковой группе (в неё входят древнекиргизский, киргизский и алтайский языки) восточно-хуннской ветви тюркских языков, се­ верные диалекты — тубаларский (туба-кижи), кумандинский (куу- кижи), чалканский — к уйгуро-огузской группе этой же ветви тюрк­ ских языков [Баскаков, 1960, с. 218]. Языковые различия в диалектах алтайского языка учёный показал в своём многотомном труде: первый том посвящён описанию диа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2