Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)
языкамъ Сибири пршдётся долго...» [Потанин, 1883, с. 651]. Фольк лорный материал, представленный в «Очерках...», привлекался нами при выявлении вариантов публикуемых в томе текстов. Большая заслуга в изучении алтайского языка и фольклора при надлежит члену Алтайской духовной миссии, протоиерею Василию Ивановичу Вербицкому (1827—1890). Приехав на Алтай в 1853 г., в возрасте 26 лет, миссионер собрал большой этнографический и фольк лорный материал. Его книга «Алтайские инородцы» [Вербицкий, 1893] является одним из документальных источников, где зафиксированы ценные сведения о языке, этнографии и фольклоре алтайцев. Несмот ря на то, что все образцы даны в пересказе на русском языке, не которые сведения послужили в качестве сравнительного материала при установлении вариантов к нашим текстам. В сборе и записи фольклорного материала первым исследовате лям — В.В. Радлову, Г.Н. Потанину, В.И. Вербицкому и др. — оказывал помощь образованный телеут Михаил Васильевич Чевалков (1817— 1901) — основоположник алтайской литературы, миссионер. В ведо мостях Алтайской духовной миссии Русской православной церкви он на протяжении 45 лет значился на должности толмача, затем пере водчика церковной литературы и лишь на 62-м году жизни был за числен на должность миссионера и направлен на службу в Чолуш- манское отделение миссии. Записи Чевалкова были опубликованы в «Очерках Северо-Западной Монголии» Г.Н. Потанина. Первоначальный вариант автобиографического повествования «Чöбöлкöптиҥ jÿрÿми» на алтайском языке был издан в 1866 г. в «Образцах народной литера туры тюркских племён, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи» В.В. Радлова. Одним из источников текстологического изучения алтайской не сказочной прозы стал «Аносский сборник», куда вошли фольклорные тексты, собранные Н.Я. Никифоровым [1915, с. 204—217] — учеником катехизаторской школы при Алтайской духовной миссии. В него вклю чены 19 произведений: о потопе («Чайык»), о космосе («Большая Медведица», «Орион», «Плеяды»), о первотворении («Тьарганат»), о шаманах («Истребление шаманов», «Летяга»), о Сартакпае («Сартак- пай кезер», «Бёкё баин Сартакпай»), а также тексты, в которых со держатся различные представления алтайцев о природе и истории («Вода бессмертия», «Актан-тас и Талын-кыс», «Одноглаз-людоед» и ряд других). Особый интерес вызывают изложенные в этом сборнике широко бытовавшие в то время космогонические представления ал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2