Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

49. ОВЦА РАНЬШЕ С ЧЕТЫРЬМЯ ГЛАЗАМИ, УМНЕЕ ЧЕЛОВЕКА БЫЛА Овца раньше с четырьмя глазами, умнее человека была, го­ ворят. Потом тот человек сказал, говорят: «Нашу овцу надо бы заколоть, съесть». Та овца, сбежав, плакала, так плакала, что два глаза высохли. И теперь, когда овцу будут резать, если посмот­ рите: [у неё под глазами] есть следы двух глаз. Потом, когда два её глаза высохли, она и разум потеряла. Она, говорят, пла­ кала так, что глаза высохли. Когда [человек]: «Съем, съем», — го­ ворит, [овца думает:] «Меня съедят, съедят». [Когда съедят:] «Съели меня», — так плачет. 50. РАНЬШЕ У ВЕРБЛЮДА РОГА, КАК У МАРАЛА, БЫЛИ 1 Раньше у верблюда рога, как у марала, были, хвост коня у верблюда был. Однажды, когда он пил воду, марал пришёл. Ма­ рал, придя, оказывается, сказал верблюду: «Дай мне свои рога, я на свадьбу схожу», — сказал. «Ну, ладно» [,— ответил верб­ люд] . Ну, потом тот бедняга свои рога отдал маралу. «Завтра принесу», — [марал] сказал. Всё нет и нет. Теперь, когда верб­ люд воду пьёт, обязательно оглядывается [, ожидая марала]. 2 Затем конь пришёл. «Ну, дай мне свой хвост, я на свадьбу схо­ жу», — сказал [верблюду]. Опять нет... Теперь, когда он [верб­ люд] воду пьёт, — видела? — «Когда марал мои рога вер­ нёт? — [так] думая, всё оглядывается. — Когда конь мой хвост принесёт?» — думая, всё оглядывается. Попьёт и всё ждёт: «Не идёт ли марал?» — думая. 51. БУРУНДУК И КЕДРОВКА 1 На кедрах-деревьях Алтая орехи хорошо уродились. Бурундук в это время, орехи на зиму заготавливая, запасаясь ими, питал­ ся. Да не только бурундук, птицы тоже запасались [орехами], питались, оказывается. Кудай видит: бурундук слишком жадничает, будто оголодав­ ший, сделал себе запас орехов побольше, оказывается. Он, не­ много обидевшись: «Погоди-ка, а что, если его слегка нака­ зать?» — так подумал. Он, в медведя превратившись, бурундука перехитрив, в лапы его поймал, поговорить с ним решил. 11 Заказ Кг 5 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2