Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА АЛТАЙЦЕВ Несказочная проза ( кеп-куучындар ) составляет значительную часть фольклора алтайцев. Она имеет огромное познавательное зна­ чение, поскольку её художественно-идейной основой являются народ­ ные знания, исторические события, мифология, религия и культура народа. Первые записи алтайского фольклора осуществил выдающийся не­ мецкий тюрколог Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) Радлов в 1860, 1861, 1865—1967, 1870 гг. Результаты его полевых исследований Алтая изложены в двух книгах: «Из Сибири: Страницы из дневника» (впервые издана в 1884 г.) и «Образцы народной литературы тюркских племён» [Радлов, 1989, 1866]. В первой работе содержится ряд ин­ тересных сведений по мифологии алтайцев [Радлов, 1989, с. 355—401]. Во второй его книге, наряду с другими жанрами фольклора, опубли­ кованы 14 текстов несказочной прозы. Некоторые произведения мифологической и исторической прозы алтайцев XIX в. вошли в книгу Григория Николаевича Потанина (1835—1920), совершившего несколько экспедиций в Центральную Азию и Сибирь. Г.Н. Потанин родился в поселке Ямышевский близ Павлодара, окончил Омский кадетский корпус, проходил военную службу в г. Семипалатинске, на Алтае и в г. Омске. В 1859—1862 гг. он учился в Петербургском университете. Будучи членом Российского географического общества, Г.Н. Потанин совершил ряд экспедиций в Центральную Азию и Сибирь — в Монголию, Туву, Северный Китай, Тибет. В 1876 г. он возглавил экспедицию для исследования Северо- Западной Монголии. Возвращалась экспедиция зимой 1877 г. через сёла Кош-Агач, Онгудай, Мыюта и другие населённые пункты Горно­ го Алтая. Собранные фольклорно-этнографические материалы этой экспедиции изложены Г.Н. Потаниным в его фундаментальном труде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2