Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

4 Когда жена Елбегена умерла, он сам к своему источнику, к горе Дьелбер-Таш переселился. Туда прибыв, охваченный яро­ стью, Елбеген в ярости семиголовым стал. Тогда живший у Ал- тын-Кёля народ Солнцу пожаловался, прося, чтобы оно забрало Елбегена. Солнце спустилось с неба, чтобы Елбегена, схватив, связав, унести. Когда Солнце к земле спускалось, от солнечного жара на земле деревья, трава загорелись. С тех пор на вершинах вы- соких-высоких лысых гор деревья не растут. Тогда Солнце, до Елбегена не добравшись, снова на небо вернулось, послало Луну: «На землю спустись, Елбегена принеси, схватив, связав, — говорит, — иначе Елбеген народу мира-покоя не даёт», — говорит. 5 Луна, с неба спустившись, Елбегена у Дьелбер-Таша пойма­ ла. Елбеген, чтобы не оторваться от земли, за большую кряжи­ стую иву схватился. Когда луна Елбегена вверх потянула, он иву с корнями из земли вырвал. Когда Луна Елбегена вместе с боль­ шой ивой с земли на небо стала поднимать, из его мешочка для огнива тот камень-огниво выпал. С тех пор эту гору Отук-Таш называют. Отук-Таш ниже Дьелбер-Таша на левом берегу Алтын-Кёля на воде стоит. Размер камня-огнива таков: высота — два метра, ширина — полтора метра. Когда Луна на землю спустилась, было очень холодно. Но в этот холод животные не погибли. Люди, приоткрыв двери своих аилов, на Луну смотрели. С тех пор лицо человека от холода не мёрзнет, а руки и ноги мёрзнут, если нет рукавиц, обуви. 6 Где же теперь Елбеген? В белое полнолуние* Елбегена вид­ но: он как будто [стоит] с расставленными для ходьбы ногами, чуть ниже — его ива. Сзади него виднеется маленький чёрный котёл, в котором он варил людей. Секира Елбегена на глубокое дно Алтын-Кёля упала. На том месте, где Елбеген иву с корнем вырвал, глубокая яма осталась. Эта яма до сих пор у горы Дьелбер-Таш есть. Елбеген и теперь как будто с Луной борется. В красное пол­ нолуние* Луна красной показывается, это бывает только в че­ тырнадцатый день от новолуния...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2