Несказочная проза алтайцев. - 2011. (Т. 30)

Собака, согласившись: — Заходи, — сказала, — только сначала сделай то, что ты мне говорил, — сказала. — Зимой-летом не замёрзнешь, — сказав, Эрлик ей шерсть дал. — Нескончаемая пища, — сказав, ей человеческое дерьмо дал. Эрлик, вселив в человека душу -тын, унёс его душу-сюне. 8 Когда Курбустан -быркан вернулся, [увидел] — Эрлик, ожи­ вив человека, унёс его душу -сюне. Человек работал, ходил. Млад­ ший брат Курбустан -быркан вечную душу-тын на растения бро­ сил. Кедр, ель, сосна с вечной душой летом-зимой неувядающи­ ми остались стоять. Курбустан-бмрхлн, его [Эрлика] брат, сказал: — Пока народ будет жив, моим будет. Умершие — брата Эрлика будут, — так сказав, нацелившись на синеву с луной- солнцем, поднялся на небо. С тех пор младший из трёх братьев Юч-Курбустанов — Кур- бустан-быркан стал [распоряжаться людской] судьбой. Он, зная виновных, управлять народом стал, оказывается. 9 Среднему брату Ульгену -быркану было предопределено иметь большую родовую гору*, именуемую Ульген. Его народ стал духу- хозяину Алтая верить, принося этой родовой горе Ульген жерт­ воприношения, стал благословлять его. В Нижнем мире правящим Эрлик-бий стал. Пока он не может получить тела умерших, души -сюне живых, народ на него чёрным плевком плюёт*. С тёмными чёрными помыслами, опас­ ный для земли Алтая алыпом , кёрмёсом, черноволосым Адай- Эрликом он стал зваться. Народ земли Эрлика с поясом ниже пупка. Народ солнечной земли с поясом на пояснице. Народом этого Среднего мира они считаются. В Верхнем мире, на земле Великого Улътена-быркана, отца Курбустапа-быркана, народ с поясом под грудью. 10. ЭРЛИК И КУДАЙ 1 Раньше на Алтае Кудай жил. Этот Кудай был человеком, ко ­ торый всё умел делать, оказывается. Эрлик-бий его младшим братом был. Брат Эрлик-бий у Кудая на короткое время луну и солнце попросил, оказывается. Ну и Эрлик-бий, луну и солн­ це взяв, очень долго их держал. Когда не принёс их, Кудай к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2