Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗМЕИНОГО ЯДА 1 Бурган-башкы делал яд, когда вышел, не спрятал его. В юрте Бурган-башкы остались его ученики*. В это время приползла змея и, приняв учеников за Бурган- башкы, стала жаловаться: — Любые существа топчут нас, змей, где бы ни встретили; мы стали легкой добычей для существ, едящих мясо, мы никак не можем спастись от них, пожалуйте нам что-нибудь для за­ щиты, пожалейте нас, — так попросила. 2 Ученики увидели, что у змеи нет ни рук, ни ног, она, оказыва­ ется, всего лишь ползающее, жалкое существо. Ученики пожале­ ли беззащитную змею, помазав ее с головы до хвоста ядом, приготовленным учителем, отпустили. 3 В это время Бурган-башкы, который был снаружи, увидел, что из его юрты выкатилось что-то дымящееся, сверкающее ог- нем-искрами. Бурган-башкы спросил у своих учеников: — Что это из юрты выкатилось, что-то дымящееся, сверкаю­ щее огнем-искрами? — так спросил. 4 Ученики: — Сюда пришла змея [и сказала]: «Мы существа ползающие, не имеющие ни рук, ни ног, каждое существо, где бы ни встре­ тило нас, растаптывает, для существ, едящих мясо, мы стали легкой добычей, ничего для защиты не имеем, стали мы жалки­ ми существами, дайте что-нибудь для защиты», — с тем пришла. Мы пожалели ее, помазали ядом, отпустили, — сказали. 5 Бурган-башкы: — Что вы наделали, скорее найдитеэту вашу змею! В тех местах, где она пройдет, может все загореться, вся Вселенная сгорит, скорее принесите ее, — так приказал. 6 Ученики, ту змеюподцепив [палкой],принесли. Бурган-башкы содрал с этой змеи кожу с головы до хвоста [и] отпустил. Но яд остался во рту на языке змеи. Средством для защиты змей стал их яд. Кожа же у них каждый год стала свободно слезать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2