Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

лирические и сатирические интонации. Выразительно представлены персонажи: Амыр-Санаа — воин, борец, Сартакпан — великан, тру­ женик, Чангаа и Моортай — искусные кузнецы. В художественной ткани легенд и преданий использовано олицетворение — очеловечи­ вание природы, представителей животного мира. В рассказах о взаи­ моотношениях людей раскрываются их характеры. Самым используемым художественно-изобразительным приемом в повествованиях этого жанра всегда остается гипербола. Гиперболичен образ Амыр-Санаа и его коня, который пересек долину р. Хемчик, «ступив всего три раза». Огромен и могуч Сартакпан, задником обу­ ви проложивший русло р. Хемчик (текст 37). Наделены богатырской силой и отвагой предводители «шестидесяти беглецов». В композицию легенд и преданий нередко включаются другие рассказы (прием рассказа в рассказе), песенные куплеты, пословицы и поговорки, заклинания, клятвы, славословия и благопожелания. Язык легенд и преданий богат архаизмами, историзмами, диалект­ ными словами, просторечными выражениями, но главная эстетическая сила его воздействия на сознание слушателей в доверительности ин­ тонации. Самыми обычными, даже обыденными словами переданы глубокие мысли и чувства представителей ушедших поколений тувин­ цев. Н.А. Алексеев, |Д.С. Куулар\, З.Б. Самдан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2