Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
В других исторических преданиях тувинцев повествуется об их выступлении против монгольских феодалов. Так, мотив борьбы с ино земным игом содержится в предании «Братья Кара-Чода и Борбак- Сат» (текст 79), которое является вариантом другого популярного предания о братьях Борбак-Сат и Чугурук-Сат. Вариант, включенный в том, отличается новизной и конкретностью деталей. Братья Кара- Чода и Борбак-Сат воюют с реальными иноземными завоевателя ми — монгольскими цириками. Идея независимости тувинского края выражена в предании «Бургут-Чянгм» (текст 91). Свежи в памяти старшего поколения тувинцев события 1883— 1885 гг., времени Восстания шестидесяти беглецов — самого крупно го организованного выступления аратов против феодалов и их ино земных покровителей. О судьбах руководителей восстания много пре даний. К ним относятся «Один из лучших “беглецов”» (текст 92), «Богатырь Узун-Белек» (текст 94). В основе этих преданий — реаль ные факты и персонажи. Содержание их подкрепляется исторически ми документами и воспоминаниями очевидцев, родственников и по томков участников восстания. Но столетия оказалось достаточно для того, чтобы герои и события приобрели в этих преданиях фантасти ческие, гиперболизированные черты. Тем не менее произведения о Восстании шестидесяти беглецов сохраняют историческую достовер ность. В Туве имеется ряд преданий, которые посвящены талантливым людям из народа: кузнецам, силачам, бегунам, певцам-исполнителям горлового пения ( хоомея :). О вековых традициях мастерства тувинских кузнецов, об исполнителях хоомея повествуют предания «Чангаа-Куз- нец» (текст 80), «Будукпен — исполнитель хоомея» (текст 82), о дру гих народных талантах рассказывают предания «Бегун Балдыр -Чалан» (текст 75), «Силач-Куваанды» (текст 76). В них утверждается бессмер тие таланта. Дар человек получает свыше, и такие «божественного» происхождения люди, как Чангаа-Кузнец, Моортай-Кузнец, Будукпен, Балдыр-Чяляя, Куваанды, составляют гордость тувинского народа — таков подтекст этих повествований. Поэтизация личности, восхвале ние ее одаренности, приписываемые ей неземные качества делают эти рассказы легендарными и вместе с тем нравственно поучитель ными. Тувинские легенды и предания являются плодом устно-поэтиче ского творчества народа. В исполнении талантливых сказителей они сюжетно выстроены, в них использованы драматические, трагедийные,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2