Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
ее сопротивление. В результате этого, как писал Ю.Н. Рерих, «вся Джунгария и земли к югу от Тянь-Шаня перешли под непосредст венное управление Китая, в важных центрах были размещены китай ские имперские резиденты» [29, с. 305]. С именем Амурсана связано старое пророчество о том, что он явится в Монголии в критический момент борьбы за освобождение от иноземных угнетателей. Идея мессианства Амурсана была воспри нята также тувинцами, хакасами и алтайцами. Каждый из этих на родов считает Амыр-Санаа своим героем и ждет его появления на своей территории. Известно, что в Монголии его воплощением в период националь ного движения в конце XIX — начале XX в. считали калмыцкого ламу по имени Джа-лама, или Дамбижанцан («Знамя Учения»). «Он об ладал хорошим знанием монгольского и тибетского языков, знал сан скрит, говорил по-русски и по-китайски. Он строил замки в центре южно-монгольской Гоби и изучал трудные для понимания трактаты по буддийской метафизике, лично обучал своих людей военному ис кусству и мечтал о завоеваниях и возрождении монгольских племен» [29, с. 308]. Впервые в Монголии Джа-лама появился в 1890 г. и зая вил, что он воплощение Амурсана и пришел, чтобы освободить Мон голию от китайского ига. После этого он исчез, но возник «перед монгольской революцией 1911 г. в Карашаре в Китайском Туркестане и проповедовал священную войну против китайцев» [29, с. 309]. В 1912 г. он собрал в Западной Монголии сильный вооруженный от ряд и объявил войну китайскому гарнизону Кобдо. «И снова, как много веков назад, монгольские степи сотрясал топот многих тысяч лошадиных копыт. Здесь были халха-монголы в меховых шапках, жел тых и багровых халатах, вооруженные карабинами и берданками; чахары в маленьких круглых шапочках и желтых халатах, перепоя санные патронташами, отделанными серебром; тувинцы из Урянхая в остроконечных меховых шапках и тулупах; торгоуты из Булугуна с головами, повязанными синими платками, в зеленых халатах и ко жаных сандалиях» [29, с. 310]. Джа-лама захватил Кобдо, сжег его, а население уничтожил. Мы привели эти данные о «воплощении» Амурсана, чтобы пока зать, как идея мессианства, содержащаяся в тувинских преданиях об Амыр-Санаа, поднимала тувинцев на борьбу за независимость. Дос товерно известно, что в 1912 г. они участвовали в борьбе за освобож дение Монголии от китайского гнета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2