Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

регламентировали их деятельность во времени и пространстве, т.е. обосновывали традиционное обычное право тувинцев. Большую подгруппу составляют легенды о происхождении топо­ нимов. Из них нами отобраны легенды «Саадак-Арт» (текст 90), «Кыс- Халыыр» (текст 97), «Сопка Саксалыг-Бора [и] сопка Болчайтылыг- Бора» (текст 102). Каждая представляет определенный регион Тувы: они записаны в Монгун-Тайгинском, Сут-Хольском, Улуг-Хемском ко­ жуунах соответственно. Рассказы такого типа бытуют в Туве везде, отличаясь друг от друга только инициальной частью. Цикл текстов, названиями порою схожих с топонимическими ле­ гендами, посвящен миру человеческих чувств. К ним относятся по­ вествования «Хиндиктиг-Холь» (текст 100), «Кадай-Тура, Ашак-Тура» (текст 101). Эти и другие легенды наводят на мысль о возможной их принадлежности к другим видам несказочной прозы, например к устным рассказам или сказам. «Хиндиктиг-Холь» интересен тем, что он утверждает мысль о незыблемости основ народной морали, о не­ возможности примирить непримиримое, соединить несоединимое, исковеркать чистые и сильные человеческие чувства. «Кадай-Тура, Ашак-Тура» выделяется в художественном отношении. В нем сюжет украшен неподдельным народным юмором. Исторические предания широко распространены по всей Туве, имеют много вариантов, отличающихся только местными подробно­ стями. В них рассказывается об истории общественной жизни тувин­ цев, об освоении ими окружающей среды. Характерно, что все пер­ сонажи этих преданий — люди данной местности, хотя их историче­ ская достоверность размыта, затушевана. Так, в предании «Амыр- Санаа и Эрес» (текст 86) Амыр-Санаа показан человеком, защищаю­ щим тувинскую землю, от него рождается Эрес, будущий правитель Тувы. Необходимо отметить, что Амыр-Санаа (ойротское написание его имени — Амурсана) является героем фольклора монголов, тувинцев, алтайцев и хакасов. Произведения о нем — это яркие образцы того, как исторический персонаж становится в фольклорных произведени­ ях легендарным героем, как постепенно идет мифологизация истори­ ческого предания. Реальный Амурсана жил в 1722—1757 гг. в Джун­ гарии [44]. Он был правителем ойротских племен Джунгарии и со­ вершил ряд удачных походов против Внешней М о н г о л и и , части Мань­ чжурии. Маньчжурский император Цяньлун вынужден был направить большие военные силы против ойротской конфедерации и сломить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2