Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

да — не знаю», «с одной стороны, вроде бы и похоже на правду», «наши предки так обманывают». Эти признаки трансформации жан­ ра и традиционного мировоззрения в целом составляют особенности современного бытования мифа в тувинской фольклорной традиции. Тувинские предания и легенды очень близки Друг другу, имеют много общих жанровых черт. Тематически они разделяются на топо­ нимические, генеалогические, культовые, легендарно-мифологические. Примером топонимических произведений являются легенды «Кыс-Ха- лыыр» (текст 97), «Шолуг-Хем» (текст 98), «Кадай-Тура, Ашак-Тура» (текст 101). Тувинцы лесостепной и таежной зон до сих пор занимаются охотой. В этом заключается причина широкого бытования легенд о необычных диких животных, птицах, пресмыкающихся. От мифов эти миниатюры отличает присутствие конкретного человека в опи­ сываемых ситуациях, его взаимодействие с мифическим миром. Про­ изведения данной подгруппы в своей эволюции находятся на ста­ дии перехода от легенд к мифам. Примером могут служить тексты «Много похваляться нельзя» (текст 46), «Краснокопытный марал» (текст 57). Культ животных в этих произведениях служит отправным пунктом для объяснения человеческих поступков, деяний. В тексте «Много похваляться нельзя» изложено поверье о медве­ де как о животном, обладающем человеческими и магическими ка­ чествами: слышать на расстоянии, «по земле», видеть невидимое, ми­ ролюбиво относиться к женщинам. В основе сюжета лежит древний культ медведя как прародителя некоторых тувинских племен. Медведь иносказательно называется кара чүве ‘черное существо’. По сюжету он слышал разговоры женщин, подошел к берегу, где они набирали воду, схватил и унес «смелую женщину» для того, чтобы она выта­ щила занозу из его лапы. Дальнейшее поведение этого персонажа очеловечено: он помогает женщине собирать ягоды, доставляет ее домой и, благодарно оборачиваясь, уходит в лес. Участие в событиях самой обычной женщины-тувинки, занимаю­ щейся хорошо знакомыми современному поколению хозяйственными делами, придает повествованию достоверность, позволяет считать, что такие случаи происходили в недавние времена. Магия слова укореня­ ет в сознании слушателей понятие табу. В целом, какими бы фантастическими, чудесными ни казались эти произведения, в них преобладают социальные и морально-этиче­ ские мотивы. Эти легенды регулировали бытовое поведение людей, 3 Закаа № 368

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2