Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Идея всеобщего изобилия, например, заключена в особой сакраль- ности предметов для приготовления пищи (саба): котел ( паш ), ко­ жаная бочка для кумыса ( көгээр ), аппарат для изготовления молочной водки ( шуурун ). Молочные сосуды тувинцы связывают с женским рождающим началом (послед по-тувински у руг савазы ‘сосуд для младенца’). Процесс варки, преобразования пищи отождествляется с пахтаньем — сотворением мира. Паш является мерилом достатка, благополучия, поэтому котел и сажа наделены магическими свойст­ вами: они делают человека невидимым, предохраняют от злых духов (тексты 66, 71). В тувинских мифах часто встречается понятие паш какпактаар , обозначающее «перевернуть котел вверх дном и накрыть им», что, скорее всего, связано с древним обрядом. Так, персонаж мифа, чаще всего злой дух, оказавшись под перевернутым котлом в промежуточ­ ном состоянии, теряет силу или перевоплощается. Не случайно пере­ вернутый таган в тувинском фольклоре символизирует неблагополучие, несчастье, конец рода: есть выражение пажы карарган, хүлү хадаан ‘опустевший таган, развеянная зола’. Еще одну традиционную группу предметов и природных явлений, связанных с идеей жизненности, олицетворяющих мировую ось, со­ ставляют коновязь ( баглааш ), мутовка ( бышкы , ср. кирг. бишкек ), шаманский посох ( быдыгыыш , бышкы-даяк ), колотушка шаманского бубна ( орба ), священный столб (ыдык чагы), каменное изваяние ( көжээ ), дерево-шаман ( хам-ыяш ) или сандаловое дерево ( агар-сан- дан ыяш ), мировое дерево, мифическая гора Сумбер-Уула, Полярная звезда (Алдын-кадыс). Связь души (сунезин) человека с каким-либо священным пред­ метом, выражающая анимистические и фетишистские представления древних людей, прослеживается во многих мифах. Душа мужчины, например, в традиционном мировоззрении тувинцев связана с пред­ метами мужского обихода: ножом с желтой рукояткой, плетью с рукоятью из таволги, огнивом, а душа женщины — с женскими принадлежностями: иголкой, ножницами, украшениями. Большую смысловую нагрузку несет многообразная шаманская атрибутика: бу­ бен, костюм, күзүнгү ‘металлическое зеркало’ и многочисленные ээре- ны ‘идолы’. Основное назначение этих атрибутов — контакт шамана с существами иных миров. Функции посредничества выполняют еще и такие мифологемы, как священная стрела {ыдык оък ), стрела мол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2