Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
Маадыр Сут-Хольского р-на ТувАССР. Опубл.: [21, с. 81—82]. Олитературенный текст. 2 — ...шораанга... (...темницу...) — от монг. «тюрьма», монголизм. — Отпечаток ладони ребенка (Чаштыц холчугажыныц изи) — следы пальцев рук, ног детей у тувинцев считаются символом связи с будущим. 1 — Поймав шестьдесят богатырей... ( Алдан-маадырларны туткаш...) — см. коммент. к тексту 92. 94. Узун-Белек маады р (Богатырь Узун-Белек). Зап. Ч.Ч. Куулар в 1971 г. от С.Ш. Ондара, 57 лет, в с. Чал-Кежиг Тандинского р-на ТувАССР. Опубл.: [21, с. 38—39]. Олитературенный текст. 6 —...авыралдап... (...прошение...) — устар. слово высокого стиля. 2 — ...палачи... (...хыдыкчылар...) — хыдыкчы — букв.: «истребитель». 4 — ...топор... (...ай балды...) — букв.: «луноподобный топор», секира для отсечения головы приговоренного к смерти. 95. Ажык-Карактыг и дегеттер (Злодеи [из семьи] Ажык-Карака). Зап. Д.С. Куулар в 1957 г. от Ч.Б. Куулара в п. Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского р-на ТувАССР. Опубл.: [21, с. 77—78]. Олитературенный текст. 2 — ...дажаарадып каан... (...стали распущенными) — диал., лит. амда- жыдар. — Ажык-Карак (Ажык-Карак) — прозвище феодала, влиятельного чинов ника племени ондар конца XIX — начала XX в. Ажык ‘открытый, широкий’; карак ‘глаз’. Обиженные, оскорбленные, обобранные араты придавали прозви щу Ажык-Карак смысл «завидущий, всевидящий». 1 — ...лавку... (...бүүзезин...) — букв.: «торговая фактория (бүүзе), лавка китайского купца». 2 — ...избаловал... (...бажын эъттендирип...) — букв.: «набить голову мя сом». Фразеологический оборот, означающий «позволять все, потакать всему». — ...Сенгина-Чангы, Балчыя-Бижээчи, Маскыржапа-Чангы, Суруна-Дузалак- чы, Хуулгаана-Мээрена (...Сецгин-Чацгы, Балчый-Бижээчи, Маскыржап-Чаңгы, Сүрүң-Аузалакчы, Хуулгаан-Мээрең...) — видимо, оговорка исполнителя: назва ны имена только пяти сыновей. 4 — ...из-за их похорон... (...соцгу чоруунга...) — букв.: «на будущее дело». Это иносказание обозначает проведение похорон. По обычаям тувинцев, каж дому умершему давали коня, которого забивали на похоронах. 10 — Хайдып-нойон... (Хайдып-ноян...) — отец Буяна-Бадыргы — основа теля Тувинской Народной Республики. 11 — ...по щекам шагаем стал хлестать... (...ийи чаагын марбыйты шаагайтааш...) — один из видов пыток в феодальной Туве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2