Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
как всемогущее существо с раздвоенными конечностями, круглой го ловой и впавшими глазами. В мифах о марале и налиме колдумай побеждает их, выступая в роли врага (текст 9). Действие в тувинских мифах обычно совершается в неопределен ное мифическое время. Понятие времени происходящих событий фор мулируется, как правило, в начале повествования: Шаанда шагда чүвец иргин Давным-давно это было’ (текст 8); Шаг шаанда дириг амы- таннар аразъгнга улуг үлеш болур деп чарлал үнген Давным-давно вышел указ о том, что среди живых существ состоится великий дележ’ (текст 9). Понятие пространства основано на представлениях о мно жественности миров. Герои мифов свободно перемещаются между многочисленными слоями Верхнего, Нижнего мира и Земли, подни маются по радуге, пересекают место, где сходятся Небо и Земля. Мировые центры на Земле олицетворяют божественная гора Сум- бер-Уула (Мөңге Хайыракан Деңгер-Уула), Молочное озеро ( Сут-Холь ), железный тополь (Демир-Терек). Наряду с этими мифологическими объектами, в тувинских мифах постоянно фигурируют и многочис ленные реальные топонимы: Ак-Ой, Алтай, Бай-Тайга, Танды, Хем- чик. Те или иные мифические персонажи, как правило, имеют опре деленные места обитания. Если местонахождение божеств Верхнего (Курбусту, Азарлар) и Нижнего (Эрлик) миров определено и поля- ризировано, то места обитания чудовищ, злых духов на Земле более подвижны и строго не дифференцированы. Мангыс, например, живет обычно в приграничных областях Среднего мира: в труднодоступных пустынных смрадных краях, иногда под землей, на дне моря или у горизонта, у края Неба и Земли ( чер-дээрниц шапшылгазында). Ал- бысы водятся в песчаных пустынях, у истоков рек на галечных мес тах, у крутого красного яра. Албыс в облике доброго духа-хозяина тайги встречается охотнику, как правило, у подножия горы, на ее седловине или на подъеме по ложбине. Встреча человека с персонажами пантеона злых духов обычно происходит и в пограничное время: вечером, на закате солнца ( кызыл хүнде ) или в сумерках ( имиршицде ). Атрибутика в тувинских мифах глубоко символична. Неприметные на первый взгляд вещи имеют, однако, огромное функциональное значение. «Вещный» мир тувинских мифов связан с традиционным мировоззрением народа: у каждой вещи свое место, свое назначение, их расположение и функции взаимосвязаны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2