Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

кого-либо и выкапывает лечебную траву, например женьшень, дух-хозяин этой местности забирает к себе взамен чью-то душу, т.е. кто-то умирает. Это могут быть и животные: табун лошадей или стадо коров. 2 — ...я ночью должна найти [траву], пометку там сделать (...дуне када көрүп алгаш, демдектеп каар кижи мен) — тувинцы считали, что жень­ шень в темноте светится, поэтому его находят ночью и помечают камнем то место, где он растет. — ...трава заупрямится... (...ежежир оът болгай ...) — т.е. потеряет свои лечебные свойства. 3 — ... с человеком в нарядной одежде на желто-пегом коне разговари­ вает (...сарала аъттыг, каас хептиг кижи-биле чугаалажып турган) — это дух-хозяин местности. 4 — ...сильно заболел... (...хол-бут бажында туруп бээрге ...) — букв.: «на руках-ногах когда стоял». 86. Амыр -Санаа биле Э р ес (Амыр-Санаа и Эрес). Зап. Ч.Ч. Куулар в 1970 г. от Д.С. Оолет в Каа-Хемском р-не ТувАССР. Опубл.: [21, с. 33—36]. Оли­ тературенный текст. 3 — ...дүрү... (...близко...) — диал., лит. чоок. 5 — ...күрүц... (Твое государство...) — диал., лит. күрүне. 12 — ...дүүрмүп... (...вереницей...) — диал., лит. шөйлүп, т.е. войско рас­ тянулось при движении. 29 — ...дегийт... (...сразу...) — диал., лит. дораан. — Амыр-Санаа... (Амыр-Санаа...) —• реальный исторический персонаж, живший в 1722—1757 гг. в Джунгарии. Ойротское написание его имени — Амырсана (в научной литературе встречаются также написания Амурсана, Амур-Сана). Он был правителем ойротских племен Джунгарии и совершил ряд удачных походов против Внешней Монголии, части Маньчжурии. С именем Амыр-Сана связано старое пророчество о том, что его воплощение появится в Монголии в критический момент борьбы за освобождение от иноземных угне­ тателей (см. вступительную статью). В середине XVIII в. Амыр-Сана возглавил восстание западных монгольских племен против маньчжуро-китайской оккупа­ ции и в 1755 г. стал ханом Джунгарии. С 1756 г. Амыр-Сана вместе с Ценгун- Джапом, руководителем восстания халхасцев, вел борьбу с маньчжуро-китай­ скими войсками. По преданиям, объединенный лагерь Амыр-Сана и Ценгун- Джапа находился в месте слияния рек Бий-Хема и Каа-Хема, т.е. на территории, где сейчас находится г. Кызыл [26, с. 79—81]. 1 — ...власть... (...терени...) — имеется в виду династийная власть. 4 — ...[в руку] змею сунул (...чылан тудускан) — видимо, обычай, озна­ чающий начало непримиримой вражды, плохие намерения. 5 — ...тридцать три раза окури [себя], тридцати трем небесам помо­ лись... (...үжен үш сац салгаш, үжен үш дээрлерге тейле...) — по воззрениям предков тувинцев, Верхний мир состоит из тридцати трех небес, поэтому тот, кто испрашивает благополучия, должен помолиться всем небесам. 21 Заказ № 368

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2