Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
шенных стойбищах, брать, заносить в юрту и давать детям играть ими запре щалось, это могло привести к болезням и другим бедам’. 68. Аза киж и д ен караан чажырар {А за от человека глаза прячет). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от Д.К. Томур-оола, 1918 г. р., в с. Самагалтай Тес- Хемского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 283, д. 2089, л. 27. Опубл.: [39, с. 33]. 2 — ...[такой] шум, будто чай толкут... {...шай соктааныныц даа жы.. .) — в прошлом тувинцы пили плиточный зеленый чай, который привози ли купцы из Китая. Этот чай обычно измельчали в специальной деревянной или каменной ступе. 3 — ...Ваш хозяин юрты... {...еецерниц ээзи...) — см. коммент. к бл. 1 текста 47. 69. Чер аксы (П асть земли ). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от Ш.А. Шой- дана, 1913 г. р., в с. Берт-Даг Тес-Хемского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 274, д. 2045, л. 1. Публ. впервые. — Чер аксы {Пасть земли) — по древним космогоническим представле ниям тувинцев, необычные углубления, пещеры, озера являются пастью земли, которой она дышит, т.е. земля воспринималась как живое существо. 2 — ...на сером конском черепе... {...куу аът бажы...) — серым череп становится от времени, когда долго лежит под открытым небом. Обожествление конского черепа связано с представлениями тувинцев о коне как хранителе жизненной силы человека, его хозяина. — ...не горевавшая, загоревала, не плакавшая, заплакала... {...муцгаравас боду муцгарап, ыглавас боду ыглап туруп-тур...) — эпическая формула, пе редающая горе. 70. Соңгу назын (Ж и знь посл е см ерти ). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от Ш.А. Шойдана, 1913 г. р., в с. Берт-Даг Тес-Хемского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 283, д. 2089, л. 18. Публ. впервые. — Жизнь после смерти {Соцгу назын) — по религиозным представлени ям тувинцев, после смерти, т.е. после земной жизни в Среднем мире, человек продолжал жить в другом мире в человеческом облике. В этом тексте отраже ны и буддийские, и шаманистские представления о загробной жизни, о после дующем возрождении души умершего в облике живого существа. 1 — ...его родные, по нему горюя, плакать начинают, [на него] ледяной град с их кулак величиной падает, его бьет... {...чоок кижилери ону сактып ыглажы бээрге, оларныц чудуруу дег дош долулар чаап, ону сога бээр...) — ис ходя из этого поверья, тувинцы не должны плакать, когда умирает родствен ник. 2 — ...на золу ногой наступает, видит: следа нет {...хүлге будун базып көөрге, изи чок болур) — это считается свидетельством того, что душа челове ка отделилась от тела, поэтому не может оставлять следов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2