Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

него много общего с шаманом: он видит духов, проводит ряд магических об­ рядов, может предсказывать беду и т.д. 4 — ...брат мой... (...акым...) — см. коммент. к бл. 3 текста 33. 65. Чадырлыг диирең (Д ии р ен в шалаше). Зап. З.Б. Самдан и Ю.И. Шей­ кин в 1989 г. от Б.Д. Сарыглара в г. Абакане. Материалы из личного архива З.Б. Самдан. Расш. записи и перевод Ж.М. Юша. Публ. впервые. 3 — ...егде... (...в юрте...) — оговорка сказителя, по тексту должно быть чадырда ‘в шалаше’. — Диирен в шалаше (Чадырлыг диирец) — букв.: « диирен , имеющий шалаш». 66. Аза караан м егел ээн (А за его глаза обм анули ). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от Е.К. Ламажап, 1948 г. р., уроженки с. Кызыл-Тайга Бай-Тайгинского р-на, лаборантки ТНИИЯАИ, в г. Кызыле. РФ ТИГИ, т. 283, д. 2089, л. 35. Опубл.: [39, с. 31 -3 2 ]. 2 — ...[она] тагана с сажей пальцем коснулась [и] своему маленькому ребенку лоб мазнула (...ожук хөөзүнге эргээн дээскеш, чаш ур уун уц хаваанга чаай каапкан) — по верованиям тувинцев, после захода солнца обычно ма­ леньких детей не выносили из юрты, так как злые силы могли взять их душу (кут). Если в этом была необходимость, ребенка выносили, предварительно помазав ему сажей лоб, тем самым передавали его душу под защиту духа-хо- зяина родового огня. 67. Эж ик м ан аан аза (А за, ждущ ий у двери ). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от Е.К. Ламажап (о ней см. коммент. к тексту 66) в г. Кызыле. Исполнитель­ ница слышала этот миф от своей матери. РФ ТИГИ, т. 283, д. 2089, л. 33. Опубл.: [39, с. 32]. 1 — Он мог видеть духов... (Боду карац кернур кижи...) — см. коммент. бл. 2 текста 64. — ...у косяка двери в юрту... (...ег эжииниц кастыында...) — порог юрты у тувинцев считается священным местом (есть дух-хозяин порога). Порог делит пространство на свое, освоенное, и чужое, неосвоенное. С порогом связан ряд табу: нельзя садиться на порог, нельзя разговаривать, стоя на пороге. Дух-хозя­ ин порога не пускает в юрту злых духов. Коммент. исполнителя: Шаанда ээн черлерге болгаш эрги хонаштарга, хөөр чевеглерге суг-чинчилер болгаш чирбештер бо-ла чыткылаар турган. Ону каргыш салып , хурум кылган лама, хамнар аппартып кагдырар турган. Оон аарыг-аржык, бак чувелер тыптыр дээш ындыг чувелерни албас, егге киирип болбас чорааннар. Оларны уругларга черле ойнадып болбас турган ‘Раньше на пустынных местах, старых стойбищах и на кладбищах можно было найти бусинки и раковинки. Их оставляли ламы, шаманы, которые совершали там обряды проклятия и жертвоприношения. Предметы, оставленные на забро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2