Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
нос (иногда и отсутствие носа), длинные когти, распущенные волосы, сзади насквозь проглядывают внутренности. Обычно албыс превра щается в молодую красивую женщину, полногрудую, со стройным станом, в нарядной шелковой одежде, иногда верхом на белом или вороном коне с серебряной уздечкой. Если албыс при встрече с че ловеком, чаще охотником, сверкнет глазом и посмотрит благосклон но — этому человеку будут сопутствовать удачная охота, здоровье, богатство. Албмс-женщина входит в доверие к охотнику, сожительст вует с ним, у них может быть и общий ребенок. Она любит слушать сказки, игру на игиле, хомусе, допшулууре , в благодарность за это обеспечивает богатый промысел. В ее функции также входит лечение раненых зверей. В таком качестве албыс идентичен образу духа-хо- зяина местности. Однако албыс выступает и в образе злого духа болезни: может свести с ума (есть выражение « албыс аарыы» ‘болезнь албыса ’)■ Человека, заболевшего болезнью албыса ( албыстаар ), обычно спаса ют с помощью красного караганника, которым шаман хлещет боль ного до тех пор, пока он не признается, что встретился с албысом, и не назовет его имени. По представлениям тувинцев, албыс может родиться от медведя, змея и грешного человека. Диирен (ср. калм. тхеуран) тоже встречается с охотником в облике женщины, жены, которая кормит его мясом от своего ребра, заправляет чай молоком из своей груди. Иногда превращается в си вую волчицу и, взвалив на себя убитого барана, приносит домой для пропитания мужа-охотника (текст 52). Если тот вовремя не распо знает и не убьет жену-оборотня, она может погубить человека. Од нако диирен в другой своей ипостаси совершает и добрые дела. Ко гда диирен играет с охотником в шахматы, он обнаруживается: сна чала показываются его пальцы, потом руки до плеч, потом он весь (текст 58). Перед женщинами он появляется в облике мужчины с большими ясными глазами, медным носом. Когда диирен проигрыва ет в состязании, он начинает выполнять функции слуги, провидца — исполняет все желания охотника. Охотник может избавиться от дии- рена , только поставив ему невыполнимую задачу, например послать его за белолобым зеленым конем (текст 59). К персонажам мифа относится также конгумай ( колдумай ), ха рактерный и для тувинских сказок. Этот образ встречается в антро- погонических и зооморфных мифах. Конгумай — это иносказательное название человека среди зверей. Животные воспринимают человека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2