Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
2 — ...счастливо зажил, оо (...оюн оя, чигин чире чурттай берип-тур об) — традиционная финальная формула сказки. 61. [Аңчының диир ең ден адырлып алганы] ([К ак охотник избавил ся от диирена]). Зап. Н.А. Алексеев, У.А. Донгак 4 октября 2001 г. от Ай-Суу Адыг-ооловны Насык-оол, 14 лет (9-й класс Шуйской средней школы), в с. Шуй Бай-Тайгинского кожууна РТ. Опубл.: [40, с. 14—15]. Комментарии приводятся по первому изданию. 1 — ...холунан... (...за рук у) — лит. холундан, особенность бай-тайгинско- го говора. 2 — Анча... (Такое...) — лит. ынча ‘так, такое’, особенность бай-тайгинско- го говора. 2 — ...достань для меня Ауну... (...Айны меңээ эккеп бер...) — см. ком мент. к бл. 5 текста 59. 62. Чазын-Хоогай (Чазын-Хоогай). Самозапись А.М. Монгуша в 1955 г. в с. Чыргакы Дзун-Хемчикского р-на ТувАССР. Опубл.: [42, с. 131—134]. 7 — Чүдүрнүп... (Погрузились...) — разг. от лит. чүдүртүнүп. 10 — ...кудукту... (...лама...) — высший сан буддийского ламы. 1 — ...свою косичку отрезал... (...кежегезин кестирип каапкаш ..) — муж чины у тувинцев в прошлом носили косички, только ламы стригли волосы. Чалзан применил хитрость: прикинулся ламой. — ...в Главный монастырь... (...Улуг-Хурээ...) — главный буддийский дацан, который находится в г. Улан-Баторе. В прошлом Тува была частью Монголии. 9 — ...учитель... (...башкы..) — см. коммент. к бл. 7 текста 32. 11 — ...проклятый человек... (...каржы кижи...) — букв.: «злой человек»; возможно, если человек совершает злые поступки, он не имеет права молиться Будде и просить его о чем-либо. 14 — ...разбогател [и] зажил, оо! (...байып чоруй барып-тыр оо!) — см. коммент. 3 к тексту 60. 63. Кыры сөөгү (Локтевая кость [с п ер едн ей ноги барана]). Зап. В.Ю. Сузукей в 1986 г. от О.М.-Ч. Хертек, 1903 г. р., в с. Бай-Тал Бай-Тайгинского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 277, д. 2054, л. 4—5. Опубл.: [42, с. 183—184]. 1 — ...для аала, юрты оберегом... (...аал, ег кадарчызы...) — тувинцы не разбивали кости передних ног барана, костный мозг не ели, сами кости если не использовали в качестве оберега, то бросали в огонь. 64. Кажык болгаш довук (Бабки и коленная чашечка). Зап. А.Д. Арап чор в 1987 г. от С.Л. Аракчаа, 1917 г. р., в с. Эрзин Эрзинского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 282, д. 2084, л. 1. Опубл.: [39, с. 3 8 -3 9 ]. 2 — ...был видящим духов (...карац көрнүр кижи...) — букв.: «человек, видящий насквозь», т.е. воспринимающий то, чего не видят обычные люди. У
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2