Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
Коммент. исполнителя: Тацды ээзи херээжен кижи боор чуве дээн. «Тацды ээзи эки кернурге, Сарылбай дораан баяан » деп, ашактар чугаалажып олур- ганнарын дыцнаан мен ‘Говорят, хозяйка высокогорной тайги бывает женщиной. «Сарылбай сразу разбогател, как только он приглянулся хозяйке высокогорной тайги», — так говорили старики, а я слышал это’. 54. Арага иш п ес арж аан ээ зи (Н епьющ ая дух-хозяйка арж аана). Зап. З.Б. Самдан в 1987 г. от Н.Т. Ооржака, 1945 г. р., в м. Алдыы-Ишкин Сут-Холь ского р-на ТувАССР. Опубл.: [42, с. 142—143]. 55. Хөөм ейлээр эр ес к иж и н и ң таңды ээзин ге уж ур аш к аны (В стр е ча храброго хоомейжи с духом -хозяйкой высокой тайги). Самозапись А.М. Монгуша в 1955 г. в с. Суг-Аксы Сут-Хольского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 17, д. 82, л. 1—2. Публ. впервые. 4 — ...дыцмам... {...сестренка..) — диал., лит. дуцм ам ; см. коммент. к бл. 2 текста 50. 4 — [Если] сваренного чая не попробовать, говорят, дело не сбудется, счастье уйдет {Хайындырган шайдан аас деп ишпес болза, кижиниц чораан чоруу чогувас, аас-кежии чайлаар..) — согласно поверьям тувинцев, когда готовится пища, ее нельзя оставлять нетронутой, не попробовать, иначе человек не будет счастлив. — [Она\ безымянным пальцем туда-сюда побрызгала... (Ыйдам салаазы- биле өөрү-куду чашкаш...) — букв.: «побрызгала пяльцем-ыйдам вверх и вниз»; здесь обряд угощения духов совершается пяльцем-ыйдам, монг. ядам х ур у у ‘безымянный палец’. Название пальца происходит от имени буддийского боже ства Идам, охраняющего человека от бед. 5 — ...едой девяти разновидностей... {...тос чүзүн чем ..) — имеются в виду различные виды молочной и мясной пищи. Образное выражение, харак теризующее изобилие пищи. Число девять у тюрок Сибири является священ ным. 8 — ...без желания нет сил, без соли нет вкуса... {...тура чокта куш чок, дус чокта амдан чок..) — тувинская пословица. 11 — ...пяти видов скота... {...беш чузун м ал ..) — пять, семь или девять видов скота перечисляются в зависимости от р-на Тувы: в Западной Туве встре чаются яки, в Южной Туве — верблюды, в Восточной Туве — северные олени. Поскольку исполнитель живет в Сут-Хольском р-не (Центрально-Западная Тува), вероятнее всего, в данном тексте под пятью видами скота подразумеваются козы, овцы, коровы, лошади и яки. — ...молился... {...дагыыр..) — совершал обряды освящения с целью уми лостивить духов. Коммент. исполнителя: Ол ацчы кижиниц эрги сум узу кужугет кижи-дир. Мен билип келиримге, Хемчик бажында Бай-Тайга баары чурттуг кужугет ышкаш бай, х ей чылгылыг улус Хемчикке турбаан чуве. Оларныц биле моцгуш- туц байлары кудалажып турган чуве. Чижээ Моцгуш Хуурак-чалац суг дээн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2