Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

6 — ...с полным поясом белок... (...курлак сыцмас диицниг...) — раньше охотники-белковщики свою добычу подвешивали к поясу. 8 — Свою одежду-обувь, себя окурил бы [дымом можжевельника], очи­ стился бы... {Идик-хевицни, ал-бодуцну артыжап, арыгланып алзыцза...') — традиционный тувинский обряд очищения от скверны дымом можжевельника, так как ему приписываются очистительные и охранительные свойства. 51. Аңчы киж и н и ң чер ээзи н ге уж ураш каны (Встреча охотника с духом -хозяйкой м естн о сти ). Самозапись А.Б. Хертек, 1987 г. р., в 2001 г. в с. Шуй Бай-Тайгинского кожууна. Опубл.: [40, с. 10—13]. Ср.: Как охотник победил духа-хозяина местности (Аңчыныц чер ээзин басканы ) [27, с. 28—29]. 3 — ...хаарган... {...ворона...) — диал., лит. каарган. Вариант: Аңчы (Охотник ). Зап. С.М. Орус-оол (Байсклан), М.О. Оюн в 1970 г. от А.Ы. Чульдум-оола, 1927 г. р., в с. Торгалыг Улуг-Хемского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 135, д. 545, л. 13 -15 . Когда охотник пришел к своему костру, сидела одна женщина. С ней он разговорился, вместе попили чай. Стали жить вместе. У охотника добычи все­ гда было много. Однажды женщина посоветовала ему: «Не ходи на эту сторо­ ну реки, охоться на другом берегу». Действительно, добычи было много, охотник даже добыче счет потерял. Женщина мяса почти не ела, поэтому охотник про себя думал: «Как будто у нас нет мяса!». Назавтра охотник стал наблюдать за ней и увидел, что она режет мясо со своих ребер и варит, молоко из своей груди цедит и забеливает чай. Охотник назавтра пришел на то место и убил ту женщину. Желтый вой­ лок оказался албысом. 52. [Кыс көк бөрү апаар диирең ] ([В сивую волчицу превращ аю ­ щ аяся диирен]). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от С.А. Аракчаа, 1917 г. р. Опубл.: [42, с. 154—155]. 3 — Чужая сторона немила, чужая еда невкусна... {Кижи чурту киди- рээштиг, кижи чеми химирээштиг...) — тувинская пословица. 4 — ...в золе очага повалялась... {...одаг хүлүнге чыда дүшкеш...) — зола здесь выступает как магическое средство, превращающее злого духа в человека. 53. Сарылбай аңчы (Сарылбай -охотник ). Самозапись А.М. Монгуша в 1955 г. в с. Суг-Аксы Сут-Хольского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 17, д. 81, л. 1—6. Публ. впервые. 4 — ...хап келген {...подъехала) — разг., усеченная форма глагола от лит. халдып келген. 8 — ...мындыг кижээ... {...такого человека...) — разг., усеченная форма лит. кижиге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2