Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

44. Д олааннар ( Д о л а а ны ). Зап. Н.А. Алексеев и Б.К. Будуп в 1983 г. от О.Д. Куулара, 66 лет, в с. Баян-Тала Сут-Хольского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 285, д. 2100, л. 5. Опубл.: [42, с. 105]. 1 — Чеди-Хаан созвездие... ( Чеди-Хаан сылдыс...) — букв.: «Семь ханов»; тувинское название Большой Медведицы. Коммент. исполнителя: Долааннар эвээш болгаш демнежип оваа дагып турган. Улуг-Хемниц Демир-Сугга барып дагып турган. Ийи-Талдан, Элегес- Аксындан безин кээп турган. Ыдык кылдыр сылдыс-шокар аът тудуп турган. Уялыг кудуруктуг аът , кудуруун часкаш, аразынга кадакты кызып каар. Ону ыдыктап каарга, херээжок кижи мунмас. Ынчангаш долааннар кежээ сылдыс четчи бергенде, ол сылдысче углай шай , сүт чажар. Чажыг ыяжы база чеди үттүг, сылдыс саны-биле ‘Так как долаанов было мало, они сообща освящали [свой] оваа, [собравшись отовсюду]. Освящали на Демир-Суге. Приезжали даже из Ийи-Тала, Усть-Элегеса. Посвя­ щали звездно-пестрого коня. Коня подбирали с густым хвостом, расчесывали его хвост и между волосами вплетали кадак. На такого посвященного [хозяину оваа коня] женщины не должны были садиться. Поэтому долааны вечером, когда звезды полностью проявятся на небе, в направлении созвездия Большой Медведицы брызгают чай, молоко. И кропиль- ная деревянная ложка у них имеет семь ямочек*, столько же, сколько этих звезд’. ...кропилъная деревянная ложка у них имеет семь ямочек... (Чажыг ыяжы база чеди үттүг...) — ритуальная кропильная ложка, у остальных групп ту­ винцев обычно имеет девять углублений. Поэтому ее называют тос-карак ‘де- вятиглазка’ (букв.: «с девятью глазками»). 45. Кижи -ады г чарынны акка көөр (Человек-медведь по н е о б ож ж ен ­ ной лопатк е гадает). Самозапись А.М. Монгуша в 1955 г. РФ ТИГИ, т. 17, д. 82, л. 3 - 5 . Опубл.: [42, с. 171-172]. ...көөр (...гадает) — букв.: «смотрит». — Человек-медведъ... (Кижи-адыг...) — многие внешние особенности мед­ ведя и его повадки тувинцы объясняли тем, что медведь раньше был человеком; здесь медведь отождествляется с человеком-гадателем. Описание медведя-чело- века сходно с представлениями древнего населения Сибири о снежном челове­ ке [3]. 46. Улуг аас э т п е с (Много похваляться нельзя). Зап. С. Кара-Сал, Ч. Сю- рюн от М.С. Куулар в с. Алдан-Маадыр Сут-Хольского р-на ТувАССР. Опубл.: [21, с. 112]. В тексте животным приписываются способности слышать и понимать раз­ говоры людей и наказывать или награждать их в зависимости от намерений человека. Здесь присутствуют и фрагменты мифов о медведе: о его сожитель­ стве с женщиной, об обращении медведя к охотнику (см. текст 48) за помощью при нападении на него мифического животного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2