Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
Бук ‘оборотень’ или бора кут ‘серая душа’ — это душа грешно го человека, которая отделяется в момент смерти от его тела, но не может уйти в мир мертвых и наносит вред своим родственникам. Возможно, является олицетворением заразных, наследственных болез ней. В шаманских мифах бук как проклятие ( каргыш ) шамана на сылается, например, в образе слепого теленка-сироты, приносящего несчастье (текст 71). Избавляет от него людей более сильный шаман, сжигая оборотня под двумя чугунными котлами. Четкер (ср. якут, юер, бур. боохолдой) олицетворяет душу по койника, умершего неестественной смертью, он тоже всячески мстит людям. Магачъгн ‘людоед’, по представлениям тувинцев, происходит от ожившего покойника, которого обнюхала собака (текст 47). Персонажи, покровительствующие в равной мере и добрым и злым людям, животным и даже божествам или духам, составляют в системе образов тувинской мифологии отдельную группу нейтральных образов. Это различные духи, в которых превращаются после смерти шаманы (хам кижи ), так называемые «невидимые глазу, неслышимые уху» (каракка көзүлбес, кулакка дыцналбас) духи-хозяева (албыс, диирен, гиыптак, саптак и т.п.). Образ шамана в тувинских мифах многогранен. Шаманы разного ранга: Улуг-Хам ‘Великий шаман’, Чаараң-Хам ‘Начинающий шаман’ (текст 71), Кара-Хам ‘шаман, камлающий в Нижний мир’, Ак-Хам ‘шаман, камлающий в Верхний мир’ — занимались лечением, про рицанием, подавлением врагов. Люди с уникальными способностями (шаманы, гадатели, знахари, народные умельцы, в том числе сказители и музыканты), согласно поверьям, взаимодействовали с различными духами и выполняли функ ции посредников. Основу этих персонажей составляла вера тувинцев в идею избранничества. Образ духа-хозяина природы, доброго помощника героя, в тувин ских культовых мифах, пожалуй, наиболее распространен. Он появ ляется в разных ликах: раненый медведь (текст 46), седоголовая жен щина (текст 49); абстрактный, образно не воплощенный дух-хозяин горы (текст 39), перевала, реки, аржаана (текст 54), албыс и диирен ‘оборотни’. Албыс , например, женщинам представляется в образе мужчины, а мужчинам — в образе женщины. Отличительные внешние черты албыса, когда он принимает свой настоящий облик, — это медный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2