Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Бук ‘оборотень’ или бора кут ‘серая душа’ — это душа грешно­ го человека, которая отделяется в момент смерти от его тела, но не может уйти в мир мертвых и наносит вред своим родственникам. Возможно, является олицетворением заразных, наследственных болез­ ней. В шаманских мифах бук как проклятие ( каргыш ) шамана на­ сылается, например, в образе слепого теленка-сироты, приносящего несчастье (текст 71). Избавляет от него людей более сильный шаман, сжигая оборотня под двумя чугунными котлами. Четкер (ср. якут, юер, бур. боохолдой) олицетворяет душу по­ койника, умершего неестественной смертью, он тоже всячески мстит людям. Магачъгн ‘людоед’, по представлениям тувинцев, происходит от ожившего покойника, которого обнюхала собака (текст 47). Персонажи, покровительствующие в равной мере и добрым и злым людям, животным и даже божествам или духам, составляют в системе образов тувинской мифологии отдельную группу нейтральных образов. Это различные духи, в которых превращаются после смерти шаманы (хам кижи ), так называемые «невидимые глазу, неслышимые уху» (каракка көзүлбес, кулакка дыцналбас) духи-хозяева (албыс, диирен, гиыптак, саптак и т.п.). Образ шамана в тувинских мифах многогранен. Шаманы разного ранга: Улуг-Хам ‘Великий шаман’, Чаараң-Хам ‘Начинающий шаман’ (текст 71), Кара-Хам ‘шаман, камлающий в Нижний мир’, Ак-Хам ‘шаман, камлающий в Верхний мир’ — занимались лечением, про­ рицанием, подавлением врагов. Люди с уникальными способностями (шаманы, гадатели, знахари, народные умельцы, в том числе сказители и музыканты), согласно поверьям, взаимодействовали с различными духами и выполняли функ­ ции посредников. Основу этих персонажей составляла вера тувинцев в идею избранничества. Образ духа-хозяина природы, доброго помощника героя, в тувин­ ских культовых мифах, пожалуй, наиболее распространен. Он появ­ ляется в разных ликах: раненый медведь (текст 46), седоголовая жен­ щина (текст 49); абстрактный, образно не воплощенный дух-хозяин горы (текст 39), перевала, реки, аржаана (текст 54), албыс и диирен ‘оборотни’. Албыс , например, женщинам представляется в образе мужчины, а мужчинам — в образе женщины. Отличительные внешние черты албыса, когда он принимает свой настоящий облик, — это медный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2