Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

рынга ажыглаар. Ак дашты кац оттукка ажыглаар ‘С тех пор человек вещь, называемую огнем, нашел. К белому камню относятся с уважением, им не играют. Когда у кормящей матери опухает грудь, его [белый камень] возле горящего огня применяют для лечения. Белый камень используется для высе­ кания огня стальным огнивом’. 2 — ...белый камень... (...ак даш...) — белый кремень. 32. Ө гнүң тывылганы (О п рои схож д ен и и ю рты ). Зап. Ч.М. Доржу в 1978 г. от Б.-У.Д. Монгуш, 56 лет, в Овюрском р-не ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 239, д. 977, л. 3 -7 . Опубл.: [42, с. 116-119]. 1 — ...аа... (...там...) — диал., лит. ацаа. 5 — ...дем... (...того...) — диал., лит. демги. 8 — ...туурга... (...войлок...) — диал., лит. адаккы. 1 — Так, выкопав землю, связав вместе вершины жердей, тамсооружали шалаш и там жили (Ындыг черни каскаш, оон ыяшты беле баглааш, аа ча- дырланып алгаш, аа чурттап турган) — здесь описание шалаша напоминает внешний вид голомо — стационарного жилища древнего населения Сибири. В XVII—XIX вв. оно сохранялось у юкагиров, коряков, северных якутов и др. 2 — ...на хвост дракона (...улу куд ур уун ..) — представления об этом сверхъестественном существе заимствованы тюрко-монгольскими народами, в том числе тувинцами, из китайской мифологии. 3 — ...эти люди не принимали его за человека (...улус кижи-даа санын- га албас болган) — согласно традиционным мифологическим воззрениям, сверхъестественные существа другого мира невидимы и неслышимы для людей, поэтому герой не может заговорить с жителями Верхнего мира. 7 — ...младшего лам у (...Биче башкыны...) — букв.: «младшего учителя», тувинцы всех буддийских священнослужителей (лам) называют башкы ‘учитель- наставник’. 8 — ...старшего ламу... (Улуг башкыны..) — букв.: «старшего учителя». — ...большую фигуру коня из теста (...улуг далган аът...) — вид бескров­ ной жертвы в ламаизме. 11 — ...посадили его на войлок, положенный на того коня из теста, и спустили прямо на то место, где он жил (...демги адаккы кырында далган аътка ону кээп мундурупкаш , шуут демги чурттап турар чуртунуц кырын- че бадырыпкан) — описание обряда изгнания ламой человека из Верхнего мира вплоть до деталей совпадает с обрядом изгнания шаманами существ иных ми­ ров, случайно попавших в мир людей (см. [28, с. 321; 3, с. 334—337]). 33. Хой чарнын оттулар уж ур у чудел (Как начали гадать на барань­ ей лопатке). Зап. Н.Ч. Иргит в 1959 г. от Ч.у. Иргита, 1900 г. р., в Бай-Тайгин- ском р-не ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 218, д. 881, л. 25—27. Публ. впервые. 1 — ...Берээ... (...волкам...) — усеченная разговорная форма слова бөрү- лерге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2