Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

29. Ин ектиң бүүр ээ чүге үүрм ек болганыл (П очем у у коровы почки ком очками ). Зап. Т.Д. Донгак в 1959 г. от А.С. Бурбу в Эрзинском р-не ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 120, д. 496, л. 17-18. Опубл.: [42, с. 72]. 30. Чат-даштың күжү (Сила к ам н я-чат). Зап. А.Д. Арапчор в 1990 г. от Д. Тулуша. РФ ТИГИ, т. 294, д. 2126, л. 4—5. Публ. впервые. Вера в существование предметов, с помощью которых можно воздействовать на погоду, была широко распространена среди народов Азии. Об этом писал неизвестный сирийский монах, посетивший г. Мерв в VII в., Махмуд Кашгарский в XI в., Рашид ад-Дин в XIV в. С.Е. Малов считал, что древние тюрки заимство­ вали эту веру в результате культурного влияния Ирана (см. [1, с. 58]). Во время экспедиции в Гималаи к шерпам Н.А. Алексеев установил наличие у них аналогичных верований. Подобные представления у аборигенов Арктики можно объяснить присутствием очень древнего общего пласта в верованиях народов Азии. Коммент. исполнителя в начале рассказа: Чат-дажы мезил иштинге чоруп болур. Кырган сыын иштинге база. Ондар Саныйбан дээр чадаар. Мезилди өлүрүп аарга, ооц иштинде даштыц чат сорунзазы өлү бээр деп чугаалаар чораан. Ол чатты удазын шүүрге суккаш, көвей байлаңга ойнадыптарга, катап дирлип кээр дээр. Чыланга ызыртыптарга база дирли бээр. Оът-биле чадаар мен дээр. Хат-салгынга көргүспес. Ап чорууру берге ‘Камень-чат может находиться в животе налима. В животе старого марала тоже. Ондар Саныйбан умел при помощи чата менять погоду. Когда убивают налима, говорят, что магнит камня-чат в животе налима умирает. Если этот чат положить в ни­ тяную сетку и дать поиграть множеству мальков, говорят, тогда снова оживет. Он говорил, что чат делают с помощью травы. Ветру-буре не показывают, трудно носить с собой’. 4 — ...дать [на него ] подышать белой овце... (...Калчан ак хойга тын- гарар...) — скот белой масти: коня, барана или овцу — посвящали божествам Верхнего мира. После обряда посвящения это животное становилось священным. Считается, что вместе с дыханием священной белой овцы в камень-чат входит жизненная сила. Коммент. исполнителя в конце рассказа: Ол дажын керген мен: бир чартыы шилдегер чүве чораан, сактырга, иштинде булуттуг ышкаш, бир чартыы кылагар ак. Ак даш-биле ойнавас деп чүве ол ийикпе ‘Этот камень я видел: одна сторона, как стеклянная, будто затянута облаками, другая сторона блестя­ щая, белая. Видимо, поэтому говорят, что нельзя играть белым камнем’. 31. Оттуң тывылганы (О пр ои схож д ении огня). Зап. О.К.-Ч. Дарыма в 1969 г. от дочери И.Т. Монгуш по имени Тажыпай, 1876 г. р., в Сут-Хольском р-не ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 269, д. 2021, л. 4. Публ. впервые. Коммент. исполнителя: Шак ынчаар кижи амытан «от* деп аттыг чуве­ ни тыпкан. Ак даш ыдыктыг апарган, ооц-биле ойнавас. Уруг эмзирип турар ие кижиниц эмии ыжа бээрге, хып турган от чанынга ону эмнеп-домнаа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2