Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
14. Кымы скаяк (Муравей). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от Д.С. Мижита, 1917 г. р., уроженца с. Самагалтай Тес-Хемского р-на ТувАССР, в г. Кызыле. РФ ТИГИ, т. 283, д. 2089, л. 4 0 -4 1 . Опубл.: [39, с. 6 3 -6 4 ]. В конце записи есть примечание о том, что Д.С. Мижит учился в г. Ленин граде, работал прокурором в Тоджинском и Тес-Хемском р-нах ТувАССР. 4 — ...перерубленными пополам (...үзүк-боолук...) — букв.: «местами утол щенный», т.е. с двумя утолщениями. 15. Чуге сыын -курт чылан -биле кады өлүр болган (П очем у жук -олень стал умирать вм есте со зм еей ). Зап. О.К.-Ч. Дарыма в 1984 г. от Х.С.-Х. Мон гуша. РФ ТИГИ, т. 274, д. 2044, л. 193. Опубл.: [21, с. 111; 42, с. 82]. — ...жук-олень... (... сыын-курт ...) — жук (видовое название Lucanus cervus), букв.: «марал-червяк», назван так из-за больших рогов, напоминающих рога марала. 16. Мезил (Н алим ). Зап. Д.С. Куулар в 1969 г. от Б.С.-Д. Сата, 1917 г. р. (с. Уюк Бий-Хемского р-на), в с. Ус-Аксы Каа-Хемского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 281, д. 2080, л. 14. Опубл.: [42, с. 83]. В а р и а н ты : 1. Опубл.: [12, с. 936]. Налим был старухой. Осердившись из-за табака и взяв в зубы свою труб ку, она спустилась в реку. Когда человек хворает, мясо его употребляют на лекарство. Его люди (т.е. урянхайцы) не едят. Ондар Киш-Чалааевич Дарыма со сказителем, исполнителем несказочной прозы Серепом Дуганчыевичем Туматом из м. Хендерге Улуг-Хемского р-на, г. Кызыл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2