Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

— ...записал, ему это в книгу [судеб]... {...номнап...) — видимо, здесь сохранилось архаичное тюрко-монгольское поверье о существовании книги люд­ ских судеб, в которую божества записывают, какую жизнь проживет человек. Отсюда вера в предопределенность судьбы каждого человека. В а р и а н ты : 1. Кижи биле малды ч ем ге кииргени (Как человек стал питаться едой -пищ ей , а ж и в о тн о е — травой ). Самозапись Ч.К. Иргита из Монгун- Тайгинского р-на. Опубл.: [21, с. 129]. Давным-давно Бурган-башкы отвел животное и человека к двум одинаковым горам. Человек, выщипав на своей горе всю траву, пришел на гору, где нахо­ дилось животное. Поэтому Бурган-башкы запретил человеку питаться травой и наказал питаться едой-пищей в меру, оказывается. 2. Паспортные данные те же. Опубл.: [21, с. 129]. Давным-давно существа, называемого человеком, не могли догнать другие быстроногие существа: что он видел, то и съедал. Из-за этого Бурган-башкы отрезал ему заплюсны. Поэтому человек не имеет заплюсен, оказывается. 9. К иж иниң арганы чипк ени (Как человек съел хитрость ). Зап. Н.А. Алексеев и Б.К. Будуп в 1983 г. от Б.А. Долаана, 70 лет, в с. Хайыракан Дзун-Хемчикского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 266, д. 1097, л. 4. Опубл.: [42, с. 6 7 -6 8 ]. — ...арганы... {...хитрость) — в тувинском языке есть два омонимичных слова арга, обозначающие «хитрость» и «лес». 10. Чылан хораны ны ң тывылганы (П р ои схож д ени е зм еиного яда). Зап. А.Д. Арапчор в 1987 г. от С.М. Донгака в с. Самагалтай Тес-Хемского р-на ТувАССР. РФ ТИГИ, т. 283, д. 2089, л. 12 -13 . Опубл.: [38, с. 6 2 -6 3 ]. 1 — В юрте Бурган-башкы остались его ученики {Бурган-башкыныц өөнге ооц шавылары артып калганнар) — представления о Бурган-башкы и его учениках сложились у тувинцев, видимо, под влиянием буддизма. Сам миф о похищении змеей яда входит в древний тюрко-монгольский цикл мифов о со­ творении мира демиургом. Коммент. исполнителя: «Люди Элегеста, Межегея не убивали змей. Когда в юрту вползала змея, ее зацепляли длинной палкой и уносили далеко или прогоняли змею из окрестностей аала хлыстом. Если все время убивать змей, потом одна из них может отомстить человеку». 11. Чыланның хораны канчап тыптып келгенил (Как получили зм еины й яд ). Зап. Н.А. Алексеев, У.А. Донгак, А.С. Донгак, Б. Бадарч в 2001 г. от Алдын-Херела Аракчаа, 12 лет, в с. Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна. Опубл.: [40, с. 6—9]. Комментарии приводятся по первому изданию. Ср.: О сотворении змеиного яда {Чылан хораныныц тывылганы ) [38, с. 6 2 -6 3 ]. 1 — ...чец... {...так...) — диал., лит. чүвец ‘что-либо’.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2