Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

тока, например у китайцев с рыболовецко-земледельческим типом хозяйствования, заменяется образом дракона (см. текст 4). Отожде­ ствление в тюрко-монгольском фольклоре дракона {улу, луу) со зме­ ем, по мнению Г.И. Михайлова, ошибочно [23, с. 114]. Группу помощников героя в тувинском эпосе составляют различ­ ные духи природы, сыновья и дочери верховных божеств, животные и птицы. Сыновья Курбусту — Демир-Моге, Хулер-Моге, например, связаны с древним кузнечным культом, эти персонажи перешли из мифов в эпос и сказку. Большое место в тувинских культовых мифах принадлежит по­ мощникам шамана из животного пантеона. Это птица Хан-Херети (Гаруда) и многочисленные идолы ( ээрен ) животного происхожде­ ния — адыг ээрен ‘медведь’, буга ээрен ‘бык’, бөрү ээрен ‘волк’, кус- кун ээрен ‘ворон’, үгү ээрен ‘филин’, хек ээрен ‘кукушка’. Антагонисты героев — различные злые божества. Эрлик, или Эр- лик-Ловун-хан, владыка подземного мира, владеет душами мертвецов, путешествует по своему царству, которое имеет 18 слоев, и наказы­ вает грешников. В представлениях тувинцев иногда выглядит как че­ ловек с рогатой бычьей головой. Мифическое чудовище Мангыс (Амырга-Кара-Моос), широко рас­ пространенное в тюрко-монгольском фольклоре, в тувинских мифах предстает в облике огромного, черного или желтого цвета, змеепо­ добного многоголового (с шестью, двенадцатью, шестьюдесятью и бо­ лее головами) демонического персонажа, проглатывающего людей и скот (текст 103). Шулбус ( гиулбу , ср. циклоп) из этого же ряда демонических об­ разов, он выступает то в облике мужчины, то в облике женщины- людоеда с единственным глазом посредине лба, с длинным острым медным носом, обладает способностью к оборотничеству (текст 64). В пантеоне злых духов одно из главных мест занимает аза. Аза — это злой дух болезни или местности, наделен внешностью то косма­ той старухи, то костлявого человека с большими зубами и длинным хвостом (тексты 66—68). Аза чаще всего приносит человеку вред: насылает болезни, ссорит людей, похищает детей. Аза боится колю­ чего кустарника, кнута с желтой рукояткой. В образе злого духа перевала под именем Чазын-Хоогай он принимает облик худого че­ ловека ростом с локтевую кость и с бородой до пояса (см. текст 62). Правда, здесь аза под воздействием человека-провидца становится управляемым, выполняет функции слуги, лекаря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2