Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
ных сверхъестественных способностей: умении гадать по кузунгу (текст 73), вызывать грозу, танцевать босиком на горящих углях (текст 74). Сюжетов о буддийских божествах в повествовательном фольклоре тувинцев зафиксировано очень мало. Они были распространены толь ко в приграничных с Монголией уголках Тувы или в тех местах, где раньше находились буддийские монастыри ( хүрээ ). В поздних записях нет целостных сюжетов — преобладают комментарии ( тайыхбыры ) рассказчиков о некоторых ламаистских божествах, буддийских поня тиях и запретах. Систему персонажей тувинских мифов можно условно подразде лить на пять групп: герои, помощники героев, антагонисты, помощ ники антагонистов и нейтральные герои. Функции героев и антаго нистов выполняют различные добрые и злые духи, чудовища, боже ства и люди. В числе культурных героев тувинского мифа основное место за нимает Кезер (Кезер-Чингис), образ которого получил широкое рас пространение в религиозной мифологии и устном поэтическом твор честве. Тувинцы наделяли его функциями творца-созидателя всего сущего. Кезер, спустившись с неба, создал землю, горы, реки, живот ный и растительный мир, первых людей, наделил их разнообразными способностями, изготовил различные предметы материальной культу ры. В одном из сюжетов повествуется о том, что Кезер сотворил землю из пылинок, сохранившихся после потопа в ушах шулбуса (текст 12). Образ творца в тувинских мифах встречается и в древнетюркском варианте, где он именуется небесным божеством Кудаем. Широко известен народам Сибири мифологический образ Чаяак- чы (монг. Заякчы ‘Творец’). В тувинской фольклорной традиции он связан с культом огня и представлен в образе От-Чаяачы ‘творящий огонь’. Это божество способствует рождению детей, защищает домаш нее благополучие. К числу верховных божеств в тувинских мифах относятся заим ствованные из буддийской мифологии образы: Курбусту (монг. Хорму- ста, иран. Ахурамазда), Очурбаанай (монг. Очирвани) (текст 6), Маны-Шири (Манзушри), Майдыр (Майтрея). Бык-прародитель запечатлен в древних наскальных рисунках. Как полагает Б.Л. Рифтин [30, с. 34], мифологический образ быка, харак терный для скотоводческих этносов Сибири, у народов Дальнего Вос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2