Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

5 По рассказам гегена: «Ваша хозяйка Бай-Тайги — очень кра­ сивая нарядная женщина, оказывается. Я освящал многие тайги- высокогорья. Такую тайгу с женщиной-хозяйкой ни разу не ви­ дел, с женщиной-хозяйкой [местности]», — так рассказал VIII Богдо-геген. С тех пор люди узнали, [что] хозяйка Бай-Тайги — женщина. Поэтому этот геген: «Эта ваша оваа будет вечной, никогда не прекратится ее освящение, а я вижу, [что] времена изменятся, другие оваа разрушатся, [а] ваша до другого време­ ни останется, вечной будет, обряды освящения будут проводить­ ся непрерывно», — так этот геген определил*, говорят. Этот VIII геген, тот же геген уехал умирать, в девятом пе­ рерождении он заново родился в Индии-Тибете. Теперешний IX Богдо-геген переродился [после того гегена], вот так вот. 106. РАССКАЗ ОБ АРАН-ЧУЛА* 1 Давным-давно на земле нашей Бай-Тайги и такие случаи бы­ вали. Впоследствии они стали легендами. Одна из них — о связи между конем Аран-Чула и шилом. Конь Аран-Чула рождается единственный раз среди десяти тысяч лошадей [богатого] человека, благородного происхождения, имеющего предназначение [от божеств-творцов] к разведению скота*. 2 Хотя здесь было много табунов лошадей, но не удалось най­ ти [такого коня], и ламы, здесь устроив гадание, выяснили*, [что] в одном из аймаков Монголии поблизости от нас в мно­ гочисленном табуне конь Аран-Чула недавно родился, оказывает­ ся. Это обстоятельство ламы выяснили, посмотрев на гадание. Отсюда сына богатого человека, сильного [крепкого] парня послали, ведь простого человека нельзя посылать за этим конем, родовитого богатого человека надо посылать. Поэтому этого силь­ ного парня отправили. Тот парень за всеми табунами [рода] х а л х а , за всеми табу­ нами дорбетов несколько месяцев наблюдал. Но коня Аран-Чула не обнаружил. Когда ехал оттуда, того парня, молодого сильного человека, халха-дорбеты схватили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2