Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
калга, элет), алтайцами, шорцами (например, «Происхождение шор цев», текст 43). У тувинцев зафиксированы мифы о возникновении предметов и явлений человеческой культуры (огня, жилья и т.д.). Среди мифов, отражающих «вещный» мир, наиболее распространены произведения о происхождении музыкальных инструментов ( игил , чадаган, гиоор, см. тексты 34, 35) и о появлении разных форм гадания, например, на бараньей лопатке (текст 33). В том входят и топонимические мифы — произведения о воз никновении названий тех или иных географических местностей. В мифе «Кум-Суу» (текст 36) сюжет связан с действиями культурно го героя, творца-создателя великана Кезер-Чингиса (в преданиях — Сартакпана). Представления о духах-хозяевах природы ( ээзи ) как обитателях Среднего, земного, мира, в честь которых в древности проводились жертвоприношения, совершались обряды моления ( дагыыры ), были чрезвычайно распространены среди тувинцев. Отсюда популярность мифологических сюжетов о встрече охотника, сказителя ( тоолчу ), мастера горлового пения ( хоомейжи ), исполнителя на игиле (игилчи ) с духом-хозяйкой природы (тексты 51, 55). У тувинцев были популярны и рассказы о диковинных предста вителях животного мира, таких как марал с красными копытами (текст 57). Интересны сюжеты о мифических животных, обладающих сверхъестественными способностями, например о человеке-медведе ( кижи-бурус ), предсказывающем по бараньей лопатке (текст 45). В этих мифах утверждается, что нельзя убивать подобных животных, иначе человека постигнет несчастье. Скорее всего, в подобных сюже тах нашли отражение религиозные представления тувинцев, связанные с древними табу (хоруг). Тувинцы с давних времен бережно относились к природе и по клонялись ее силам. Их миропонимание, одухотворяющее природу, передано в мифологических сюжетах о необыкновенных явлениях природы, редких растениях, камнях, пещерах, озерах. К мифологическим рассказам о людях, обладающих магическим даром, относятся сюжеты об знахарях (оътчу) (текст 85), вызыва- телях погоды ( чатчы ) (текст 84), гадателях (чарынчы, төлгечи ) (тексты 71, 72), сказителях (тоолчу), кузнецах (дарган) (тексты 80, 81). В тувинском фольклоре бытуют мифы о происхождении шаман ства, о первых шаманах, об их родословной, о наличии у них раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2