Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
— Хемчик, Хемчик, тебе навстречу твой сын идет, поскорее встречай его! — сказала. 6 Хемчик, услышав это, через степь с песками стремглав, из вилисто-извилисто потекла. [Так] сын Алаш сразу в горячие объ ятия своей матери попав, дальше потек. 104. ОДИНОКАЯ ЕЛЬ, СТРЕНОЖИВАЮЩАЯ КОНЕЙ 1 Ниже места впадения речушки Хам-Дыт в речку Хондергей, посреди степи, на голом галечнике ель, называемая Чангыс-Шиви, стоит. Эта Чангыс-Шиви — ель, на маленькой голой груде кам ней выросшая. Эта одинокая ель на перекрестке четырех дорог* стоит. У проезжающего ночью мимо этой ели верхового путни ка конь непременно останавливался, будто спутанный. Конь вдруг застывал, не мог оторвать копыта [от земли], на одном месте стоял, оказывается. Кто, что коня приковывает [к земле] — всад ник не видит, не может распознать. 2 [Если у этого] человека был нож, [то он] между ногами коня по пустому месту резал, [тогда] «путы» размыкались* и можно было продолжать путь. [Если] у путника был топор, [то] тоже между ног коня по пустому месту им ударял, [тогда] «путы» отпускали, говорили. [Если] у человека ничего не было [с собой, то он] оставлял коня, пешком шел. [Он] рано утром туда возвращался, коня уводил, говорили. Из-за этого люди наших мест мимо стрено живающей коня Чангыс-Шиви ночью не ездили, [если все же нужно было] ночью ехать, [то] объезжали [эту ель] стороной. 105. РАССКАЗ ПРО БАЙ-ТАЙГУ 1 Раньше Коп-Соокский хурээ находился на краю долины Коп- Соока. В то время в Монголии VIII Богдо-геген родился. Тот VIII Богдо-геген в нашу Туву был приглашен* [и, когда он] в Коп- Соокский хурээ приехал, Чамзы-Камбы этого хурээ : «У нас здесь освящаемая тайга* есть, [мы ее] с давних времен освящаем», — сказал, [и они] на вершину Бай-Тайги поднялись. 2 Оваа Бай-Тайги в то время на вершине Кара-Суга находилась. Геген, приехав на тот Кара-Суг: «Эта оваа на неподходящем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2