Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Мифы, повествующие о происхождении человека, представлены в томе следующими текстами: «Почему человек не ест траву» (текст 8), «Как человек съел хитрость» (текст 9). Они входят в общий для тюрков Сибири цикл мифов о сотворении мира. Древние анимистические и тотемистические воззрения о связи человека с животным миром улавливаются в сюжете «Кукушка» (текст 25). Большую группу среди тувинских этиологических мифов представ­ ляют произведения об особенностях животных, птиц, рыб. В зоо­ морфных мифах не наблюдается четкого разграничения на рассказы о домашних и диких животных. Вполне очевидно, что в основе по­ вествований о тех или иных внешних особенностях животных лежат анимистические представления древних людей, которые отождествля­ ли жизнь животных с человеческой. Эти мифы, запечатлевшие весьма архаичные представления тувинцев, оказались относительно устойчи­ выми, как и у многих других народов, поскольку их возникновение и бытование было обусловлено охотничьими и скотоводческими заня­ тиями. К ним относятся мифы «О летучей мыши» (текст 18), «Как овца выплакала глаза» (текст 27), «Почему у коровы почки комочка­ ми» (текст 29). Если в антропогонических мифах встречаются сюжеты о проис­ хождении человека от какого-либо животного, то в зооморфных рас­ сказывается о том, что некое животное раньше было человеком. Но эти мифы сохранились только в поздней интерпретации. В произведениях типа «Происхождение змеиного яда» (текст 10), «Серая кукушка с лошадиную голову» (текст 17) заметно влияние буддийской мифологии. На начальной стадии формирования разных этносов, видимо, воз­ никли мифы о происхождении тех или иных родоплеменных групп. Однако эти мифы, представляющие интерес для изучения истории разных родов, с распадом первобытно-общинного строя утратили свою живучесть и присутствуют в тувинском фольклоре в основном как генеалогические предания. Древние тотемистические представления тувинцев о лебеде как о предке кууларов, о других родоплеменных тотемных животных сохранились в самоназваниях этих родов и в мифе о том, как куулары поселились в местности Калбак-Тей (текст 40). В Туве бытуют также мифы о взаимоотношениях тувинцев с соседними народами и племенами: китайцами, монголами ( дорбет ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2