Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Самостоятельных сюжетов о божествах Кудае (Децгер, Курбусту), Эрлике, их сыновьях и дочерях (аналогичные сюжеты очень распро­ странены в мифологии других народов) в тувинской фольклорной традиции не сохранилось. Отголоском бытовавшего в прошлом у пред­ ков тувинцев пантеона мифологических божеств представляется воз­ глас «Дадай!», выражающий чувство испуга, который восходит, воз­ можно, к древнетюркскому божеству Татай. Мифологические функции божеств-персонажей: Курбусту-хаана, Ай-хаана ‘Луна-хан’, Хун-хаа- на ‘Солнце-хан’, Демир-Мөге ‘Железный силач’, Хүлер-Мөге ‘Бронзовый силач’, Эрлик-Аовун-хаана — достаточно устойчивы в тувинском ге­ роическом эпосе и волшебной сказке. К немногочисленным зафиксированным космогоническим мифам относятся сюжеты о небесном громовержце, о созвездиях Орион ( Үш- Мыйгак), Плеяды (Мечи, Үгер, ср. алт. Улкер), а также рассказы о лунном, солнечном затмении и вечнозеленых деревьях (тексты 1—4, 6). В этих мифах содержатся элементы почитания Неба, Солнца, Луны, звезд. Некоторые сюжеты о звездах, очевидно, связаны с про­ мысловыми обрядами. В сюжетах о лунном затмении (текст 6), например, запечатлены древние обряды, объясняющие представления людей о созидатель­ ном начале Неба — космогоническом рождающем лоне. Таков обряд «вызывания хаоса», проводимый при лунном затмении или при труд­ ных родах женщины (шум и грохот, отпугивающий злых духов, вы­ зывает обычно эр чацгыс кижи ‘единственный в роду мужчина’) 1. Интересна также предсказательная функция подобных «рассказов». Тувинцы воспринимали лунное и солнечное затмения как предвестие эпидемий и войн. Отголоски эсхатологических мифов о всемирных стихиях отрази­ лись в сюжетах о трех (иногда и четырех) стихиях: воды ( суг халап ‘потоп’), огня (ерш халап ‘пожар’), ветра ( хат халап ‘ураган’), хо­ лода (соок халап ‘оледенение’). Согласно этим рассказам выходит, что на земле две катастрофы (потоп и оледенение) уже произошли, две еще предстоят. Сюжеты о потопе, о большом железном плоте ( демир сал ) (текст 5) связаны с мифологической интерпретацией рас­ селения на земле живых существ, в том числе людей, уцелевших после одной из катастроф (текст 12). 1 Участие в данном обряде единственного в роду мужчины, возможно, объясняется древними мифологическими представлениями о его сакральности, связанными с мотивом одиночества, и м ож ет восходить к образу первого человека (ср. якут. Эр Соготох).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2