Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

7 Вот однажды Улясутайский Чанчын-Сайыт: — В Танды-Туве в верховьях Хемчика человек по имени Сен- vmi-Чангы самовольничает, приведите [его], — велел, одного чи­ новника с четырьмя воинами отправил. Они Сенгин-Чангм в Монголию привели. 8 Монгольские чиновники на Сенгин-Чянгм посмотрели: [у него] начиная от огнива, ножен и удил все вещи покрыты се­ ребром и золотом, оказывается. Чиновники Чанчын-Сайыта на это посмотрели: — Ты и есть самый большой бай Хемчикской Тувы? Сто черноглазых рыжих коней с серебряными уздами и недоуздками к Узун-Сагаану можешь пригнать? — испытующе спросили. — Да, смогу, — ответил Сенгин-Чангм. Тогда его в сопровождении пяти воинов домой послали. 9 Сенгин -Чангы, в [долину] Ишкина прибыв, все горно-таеж­ ные долины заполнивших своих лошадей в одно место велел согнать, сто рыжих коней поймать. Сто серебряных узд и недо­ уздков [на них] велел надеть, Узун-Сагаана подкупил, умилости­ вил [его], наказания за свою вину так избежал, говорят. 10 Хайдып-номон * [его] главой [рода] ондаров сделал, звание чангы пожаловал. С тех пор хемчикский свирепый, как Адыгыр- Кара-Мангыс, угнетатель пить кровь людей еще сильнее стал. 11 Младший брат охотника Чыртак-оола — Ондар Кертик-Ка- ра, добыв соболей, осенью возвратился, [его] Сенгин-Чангы вы­ звал. — На хребтах Аганак [и] Хавыдак в моей тайге [ты] пуш- ниной-соболями свои переметные сумы набил, [но] поблагода­ рить [меня] забыл, [значит], ты самоуверенный негодяй! Шкур­ ки соболей с Аганака в моих сундуках-ларцах должны лежать, шкурки лисиц и белок с Хавыдака в мои сундуки-ларцы тоже должны быть положены, — сказал [он], всю добычу у бедного [юноши] отнял, по щекам шагаем стал хлестать*, [пока они] не опухли; по бедрам до мяса манзы стал бить*, [затем] отпус­ тил [его], говорят. 12 Кертик-Кара от нагноения бедер чуть не умер. Проходили годы, [и] Ажык-Карак [и] Сентнн-Чангы, жестокие мучители, от гнева народа погибли*, так говорили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2