Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

1 Одним из прославленных предводителей шестидесяти бога­ тырей был богатырь Узун-Белек, [которому] исполнилось немно­ гим больше двадцати лет. [Когда] в Улясутае сорок четыре че­ ловека [из них] приговорили к обезглавливанию, самое тяжкое мучение ему досталось. 2 После оглашения приговора высокого, смуглого парня с за­ кованными в железные кандалы ногами из темницы выволокли, перед толпой поставили. [Затем] ему обе руки впереди связали, за оба предплечья к толстым столбам крепко привязали; в тол­ стую косу длиною до пояса веревки вплели, три человека [за них] потянули, [его] шея выгнулась. В это время маски с още­ ренными зубами надевшие палачи*, своими саблями со свистом размахивая, их о голенища своей обуви правя, приплясывая, примчались. 3 Секира палача, людям шеи перерубать научившегося, на солн­ це блеснула, Белеку в шею вонзилась. Стальная секира шейный позвонок потомственного силача не перерубила, застряла в нем. Кровь из сонных артерий богатыря двумя красными струйками беспрерывно забила. Богатырь не умер, стал терять сознание, подобно льву взревел, вперед рванулся, два столба, [к которым] он был привязан, вылетели. 4 Палача, [который] из окровавленной шеи Белека свою секи­ ру вытащить не мог, другой высокий палач, державший в руке топор*, оттолкнул, по шее [Белека] изо всех сил ударил. 5 В степи будут наши кости, На плахе будут наши головы, — так пели молодые богатыри, [и вот] черная голова одного из них по земле покатилась... 6 Белек у своей матери единственным сыном был. Его мать в то время очень редкую шкурку черной лисицы у охотников вы­ просила, Амбын -нойона, [шкурку ему послав], о милости про­ сила, нойон прошение со шкуркой в Улясутай отправил. 7 Та лисья шкурка после казни Белека была доставлена, судья- убийца: — Эх, жаль, какая шкурка ускользнула от меня, — глотая слюни от жадности, сказал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2