Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
ваниям и по этой причине скрывали свои знания. Практически сю жеты из буддийской мифологии среди рядовых тувинцев бытуют в виде кратких интерпретаций или отголосков. Более широко представлены мифы, отражающие традиционные религиозные воззрения, которые на протяжении многих столетий глу боко запечатлелись в сознании тувинцев. Как свидетельствует собран ный материал, у них сохранились мифы, основанные на ранних, добуддийских верованиях тотемистического и анимистического харак тера. Это свойственно всем народам, исповедующим ламаизм — ре лигию, которая вбирает в себя исконные мировоззренческие представ ления, постепенно придавая им буддийскую интерпретацию. При этом рядовые верующие остаются двоеверцами. У тувинцев и бурят было принято приглашать шамана, если лама не помог в лечении, и наоборот. Миф в тувинской фольклорной традиции тесно связан с другими жанрами повествовательного фольклора. Тувинский героический эпос основан на традиционной мифологии, хотя дает ей художественную интерпретацию. В эпосе мифологические представления отражены прежде всего через образ культурного героя, мифологического персонажа, который добывает или впервые создает для людей различные предметы культуры: огонь, растения, орудия труда. Например, Кезер (Кезер-Чингис) фигурирует в тувинских ми фах как объект религиозного культа, а в героическом эпосе — как герой эпического сказания, близкий к реальной жизни. Взаимовлияние происходило между мифом, сказкой и преданием. Так, сказка о двух братьях «Умный Манай и глупый Дулун», возмож но, восходит к близнечным мифам [37, с. 324—333]. Сказка о Кодур- ооле и Биче-кыс основана на мифах о встрече охотника с духом-хо- зяйкой высокой горы. Сюжет о Медвежьем сыне бытует и как миф, и как сказка, и как предание. Многие сюжеты мифов о происхож дении тех или иных животных приобрели сказочную поэтику, их можно считать этиологическими сказками. Мифы и предания, будучи составной частью тувинских сказок и эпоса, часто входят в их сю- жетику. Несмотря на жанровую синкретичность и взаимовлияния, в каж дом жанре тувинского повествовательного фольклора преобладает своя специфика. По мнению современных фольклористов, миф является предшественником сказки. В сказке, в отличие от мифа, происходит снижение (или потеря) этиологической функции, ослабление строгой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2