Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

1 В Туве есть один высокогорный перевал — Саадак-Арт [че­ рез] Монгун-Тайгу. [Когда-то] Амыр-Санаа, его переходя, на [стоящий] там оваа свой колчан повесил. С тех пор этот пере­ вал Саадак-Арт называется, говорят. 2 Амыр-Санаа, говорят, давно был вождем одного халха-мон- гольского племени. В то время, [чтобы] освободиться из-под власти маньчжуро-китайцев*, [он] вел борьбу, как только [был] побежден, оттуда ушел. Оттуда уходя, по берегу моря Успа* едучи в [местность] Саглы, в юрту дорбетов — старика и ста­ рухи, имевших единственного сына, зашел. 3 — За мной гонится многочисленное войско, так. [Если] они приедут: «[Ездящий] на рыжем коне человек в вашу юрту захо­ дил ли?» — спросят, [то]: «Да, именно такой человек с южной стороны рысью проехал. Бедный наш сын даже из лука [в него] стрелял, вот это отстрелил», — скажите, вашему вождю, глав­ ному начальнику вы передайте, — сказал [Амыр-Санаа], стари­ ку одно снятое с [украшенной] чинзе шапки из султанчика перо отдал [и] уехал. 4 Амыр-Санаа, уехав, по Саглы вверх поехал, Арзайты переехал, по [рекам] Тоолайлыг [и] Дунзе-Хем* поехал, на Саадак под­ нялся, оказывается. Так вот, к [стоящей] на берегу моря ветхой юрте преследо­ вавшее его войско подошло: — [Ездящий] на рыжем коне человек не проезжал ли? — командующий войсками спросил. — Да, такой человек с южной стороны перед юртой рысью проехал. Наш бедный сынок [в него] из лука стрелял, вот это отстрелил, — сказав, старик давешнее перо подал. — [Он] молодец, оо\ Далай-Ханом моря Успа-Холь* ты бу­ дешь! — командовавший китайским войском в десять туменов генерал, [из] той юрты выйдя, молодому парню, так сказав, красный чинзе вручил. 5 С тех пор у дорбетов [звание] Далай-Хан появилось. [Пока] то большое войско входило-выходило [из юрты], ут­ ром перед дверью юрты постеленная новая лошадиная шкура истерлась.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2