Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Особый вклад в дело собирания не­ сказочной прозы внес известный учи­ тель и писатель А.Д. Арапчор. Он запи­ сал в разных уголках Тувы наряду с многочисленными легендами и преда­ ниями более ста мифов. Собранные им произведения институт издал в 1995 г. на тувинском языке отдельным сборни­ ком, приурочив этот выпуск к 70-летию писателя [39]. С целью воссоздания наиболее пол­ ной системы мифологических представ­ лений тувинцев в томе переиздается значительное количество текстов, запи­ санных А.Д. Арапчором. Там, где это было возможно, подобраны ранее не публиковавшиеся их варианты. Исправлены также некоторые ошибки в классификации жанров, допущенные собирателем. В 2001 г. состоялась Комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция Института филологии СО РАН и ТИГИ в Бай-Тайгинский кожуун Тувы под руководством Н.А. Алексеева. Ее участниками были записаны топонимические и космогонические мифы, мифы о сверхъ­ естественных существах дииреп и албыс , мифы о шаманах. Лучшие образцы несказочной прозы, полученные во время экспедиции, вклю­ чены в настоящий том. Основную часть его текстов составляют ма­ териалы Фольклорного фонда ТИГИ. Своеобразием мифологических представлений тувинцев является сочетание в них мотивов, связанных с ранними формами религии и ламаизмом. Их религиозные взгляды формировались под влиянием самых различных культур: в тувинской архаической эпике встречают­ ся элементы древнетюркской, китайской, индийской, тибетской, мон­ гольской мифологий. Развитая буддийская мифология этих народов проникла в Туву вместе с ламаизмом в XVIII в. Однако имеющиеся материалы пока не подтверждают предположения о широком быто­ вании в Туве буддийской мифологии. Поскольку грамотных тувинцев, имевших доступ к старомонгольским и тибетским письменным источ­ никам, было немного, а среди представителей трудового народа — лишь единицы, эти сюжеты распространились в основном в устной форме. Кроме того, в советское время ламы подвергались преследо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2