Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
мательных историй». Д.С. Куулар пришел к выводу, что по жанру это скорее легенды и предания. Он провел тематическую классификацию, выявил жанровые признаки, художественные, композиционные и язы ковые особенности легенд и преданий, а также отметил смешение в них мифических, легендарных элементов с вполне реальными истори ческими мотивами. После публикации статьи Д.С. Куулара в РФ ТНИИЯЛИ начали поступать новые записи произведений этого жанра, различные их варианты, многие из которых, к сожалению, были подвергнуты со бирателями литературной обработке. Важную роль в изучении легенд и преданий тувинцев сыграла книга «Тыва улустуң аас чогаалы» («Устно-поэтическое творчество ту винского народа»), изданная в 1976 г. [38]. Ее подготовили научные сотрудники сектора литературы и фольклора ТНИИЯЛИ. Одновре менно был выпущен сборник легенд и преданий «Кыс Халыыр» («Де вичья скала») [21], составителями которого стали Д. Куулар и Ч. Куу лар, научным редактором — писатель Л.Б. Чадамба, оформителем — заслуженный художник Тувинской АССР С.К. Ланзы. Это научно-по пулярное издание снабжено предисловием и краткими научными комментариями. Легенды и предания, вошедшие в сборник «Девичья скала», легли в основу очерков по истории устно-поэтического твор чества тувинского народа. Во второй половине 1970-х гг. в связи с реализацией идеи созда ния серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Вос тока» фольклористы Тувы вступили в новый этап исследования жан ров несказочной прозы. В работу по собиранию и изучению легенд, преданий, а также мифов включились специалисты разных профилей: литературоведы Д.С. Куулар, З.Б. Самдан, фольклористы С.М. Орус-оол, О.К.-Ч. Дарыма; работники просвещения А.Д. Арапчор, Т. Кушкаш; историки Н.А. Алек сеев, Ю.Л. Аранчын; языковеды Д.А. Монгуш, Б.К. Будуп; писатель М.Б. Кенин-Лопсан. Учитывая, что мифы по сравнению с другими жанрами тувин ского фольклора почти не изучались, дирекция института во главе с Ю.Л. Аранчыном разработала ряд конкретных мероприятий. Так, в 1982 г. в ТНИИЯЛИ был проведен Слет народных сказителей, орга низованный с целью сбора несказочной прозы, в результате которого Рукописный и Фонотечный фонды института существенно пополни лись мифами и преданиями. С 1986 г. руководство ТНИИЯЛИ под ключило к сбору несказочной прозы широкую общественность. Во 2 Заказ На 368
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2