Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

1 Давно в прошлом [на землях] Овюра в [местности] Чалаа­ ты [имевший] очень много скота человек по имени Тумат-Кожай на берегу реки жил. [Когда] весной [он] в пойму реки на ве­ сеннюю стоянку перекочевывал, большое половодье случилось. Это половодье скот, юрты богача унесло. Из [жителей] аала только пастушка овец, девушка [по имени] Чалаа, ее ухаживав­ шая за ягнятами мать, маленький сын Чалаа, [служанка] сплет­ ница-доносчица богача и сам богач в живых остались. 2 Когда богач на берег реки выбрался, служанка богача: — Священную гору вчера ваша пастушка овец Чалаа-девуш- ка осквернила, там овец пасла, из-за этого [дух-] хозяин горы разгневался. Богач, услышав это, пастушку овец искать поехал, на верши­ ну Борбек-Эля прискакал, Чалаа, ее мать [и] сына там увидел. Рассерженный богач молодой девушке: — [Ты] священную гору осквернила, овец на ней пасла, — сказал [и] стал [ее] бить-колотить, [потом] на глазах сына и матери [ее] в разлившуюся реку бросил. 3 Мать, плача-рыдая по дочери, [духам] земли-мира моли­ лась: — [Никакого] закона не знающая река моя, мою несчастную дочь помилуй! — так, молясь, просила. Люди, [жившие] рядом по соседству, долго гневно осуждали жестокого богача за его преступления. [Ту] священную гору, [на которой] девушка овец пасла, по имени девушки Чалаа, Чалааты называть стали. Люди, слышавшие слова матери девушки: « [Никакого] закона не знающая река моя», [духу] той местности молившейся, эту реку Хоолу назвали. Так название Хоолу появилось. 4 Сын Чалаа вырос, очень сильным мужчиной вырос. Однажды известно стало, [что] в [долинах рек] Торгалыг [и] Кожай боль­ шой праздник состоится, Кара-Начын туда в [состязаниях] бор­ цов участвовать поехал. [Когда] из шестидесяти четырех борцов двое остались, помощникам борцов* сын Чалаа Кара-Начын ска­ зал: «“[Из местности] Чалааты из Овюра, [из долины реки] Хоолу силач Кара-Начын” — так объявляйте», — сказал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2