Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Записи текстов на тувинском языке практически начались после создания тувинской письменности в 1932 г. С момента объявления Комитетом науки Тувинской Народной Республики конкурса по со­ биранию сказок, устных рассказов о героических личностях предста­ вители первого поколения тувинской интеллигенции стали записывать из уст сказителей и участников Тувинской народной революции ле­ генды, предания, исторические рассказы на родном языке. Некоторые из собранных тогда легенд и преданий вместе со сказками печатались в газетах «Шын» («Правда»), «Хостуг арат» («Свободный арат»). В последующие годы эти образцы тувинской несказочной прозы со­ ставили основу архивных фондов Комитета науки и Республиканско­ го краеведческого музея. Однако до конца 1950-х гг. тувинские легенды и предания, тем более мифы, специально не изучались, так как фольклористика Тувы делала тогда лишь первые шаги. Надо отдать должное тувинским историкам: они уже в первой половине 1950-х гг. начали ссылаться на предания как на исторические источники. Так, Х.М. Сейфулин, автор однотомной «Истории Тувы» («Тываның төөгүзү») на тувинском языке [32], и В.И. Дулов, создатель монографии «Социально-экономи­ ческая история Тувы XIX — начала XX в.» [10], используют для ха­ рактеристики исторических событий предания об Амыр-Санаа. Вследствие малочисленности и отрывочности летописных свиде­ тельств об историческом пути тувинского народа обращение к фольк­ лорным материалам в дальнейшем становится обязательным для ис­ следователей истории Тувы. Пример тому — двухтомная «История Тувы», созданная коллективом авторов [11]. Изучение тувинской несказочной прозы поднимается на новую ступень в конце 1950-х гг. в связи с расширением тематики фольк­ лорных исследований ТНИИЯЛИ. В эти годы сектор литературы и фольклора ТНИИЯЛИ планирует разработку темы «Тувинские леген­ ды и предания», выполнение которой было поручено Д.С. Куулару, одному из составителей данного тома. В процессе подготовительной работы была налажена связь с талантливыми исполнителями и соби­ рателями фольклора, такими как М. Агылдыр, О. Маннай, К. Чанзан- оол, Ч. Кужугет, О. Дарыма. Д.С. Куулар совершил ряд научных ко­ мандировок в Сут-Хольский, Монгун-Тайгинский, Эрзинский, Тес-Хем- ский районы. Итогом стала его статья на тувинском языке «О ту­ винских легендах и преданиях» [20]. В ней автор проанализировал тувинские устные рассказы, в чем-то схожие со сказками и в то же время отличные от них: информанты относили их к группе «зани

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2