Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

Следующий этап собирания и публикации тувинской несказочной прозы осуществили в начале XX в. Е.К. Яковлев и Ф.Я. Кон. В 1902 г. Е.К. Яковлев в «Этнографических заметках о сойотах-урянхайцах» опубликовал ряд тувинских мифов (о творце, о шаманке из рода байкара , об овце и волке, о коровьих почках) и описал несколько поверий, связанных с жизнью птиц [45]. В 1903 г. Ф.Я. Кон возглавил этнографическую экспедицию Русско­ го географического общества в Урянхайский край, где в результате многомесячной работы среди местного населения был собран большой материал о жизни и культуре жителей Центральной и Восточной Тувы. Этнографическая коллекция Ф.Я. Кона, состоявшая из предметов материальной культуры тувинцев, впоследствии пополнила фонды Ми­ нусинского краеведческого музея им. Н. Мартьянова. А произведения устного народного творчества Ф.Я. Кон в переводе на русский язык включил в книгу «За пятьдесят лет» [17]. Фольклорные материалы, собранные Ф.Я. Коном при помощи знающего язык коренных жителей Тувы И. Сафьянова, составили большой раздел вышеназванного труда. Среди них несколько тувин­ ских мифов («Почему человек не питается травой?», «Почему птицы не питаются мясом?», «Встреча с албысом» и др.), а также истори­ ческие предания, рассказывающие о социальном положении аратов в конце XIX — начале XX в. В одном из них повествуется о том, как один дерзкий вольнодумец сплотил вокруг себя таких же, как он сам, смелых парней, оборудовал с ними стан в труднодоступном горном ущелье и оттуда совершал нападение на богатые стойбища [17]. Нужно отметить, что записи Ф.Я. Кона (среди них есть и преда­ ния) отличаются определенностью тематики: почти все они характери­ зуют взаимоотношения социальных групп в феодальной Туве, что го­ ворит о заинтересованности самого собирателя в таких «историях». В 1903 и 1914 гг. в Туве побывал Г.Е. Грумм-Гржимайло, который опубликовал по итогам экспедиции книгу «Западная Монголия и Урянхайский край». В ней он описывает некоторые мифологические представления тувинцев, связанные с происхождением шаманов (в частности об оюннарском шамане Шагдыре), с языческими и буд­ дийскими божествами (пук, албыс, Кудай, Кыйбын Куу, Шакчадып, Курбусту и т.п.) [9, с. 131, 134, 135, 141, 149, 150]. Зафиксированные учеными-собирателями легенды и предания, не­ смотря на конспективность, уже тогда стали ценными источниками изучения культуры тувинского народа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2