Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
Следующий этап собирания и публикации тувинской несказочной прозы осуществили в начале XX в. Е.К. Яковлев и Ф.Я. Кон. В 1902 г. Е.К. Яковлев в «Этнографических заметках о сойотах-урянхайцах» опубликовал ряд тувинских мифов (о творце, о шаманке из рода байкара , об овце и волке, о коровьих почках) и описал несколько поверий, связанных с жизнью птиц [45]. В 1903 г. Ф.Я. Кон возглавил этнографическую экспедицию Русско го географического общества в Урянхайский край, где в результате многомесячной работы среди местного населения был собран большой материал о жизни и культуре жителей Центральной и Восточной Тувы. Этнографическая коллекция Ф.Я. Кона, состоявшая из предметов материальной культуры тувинцев, впоследствии пополнила фонды Ми нусинского краеведческого музея им. Н. Мартьянова. А произведения устного народного творчества Ф.Я. Кон в переводе на русский язык включил в книгу «За пятьдесят лет» [17]. Фольклорные материалы, собранные Ф.Я. Коном при помощи знающего язык коренных жителей Тувы И. Сафьянова, составили большой раздел вышеназванного труда. Среди них несколько тувин ских мифов («Почему человек не питается травой?», «Почему птицы не питаются мясом?», «Встреча с албысом» и др.), а также истори ческие предания, рассказывающие о социальном положении аратов в конце XIX — начале XX в. В одном из них повествуется о том, как один дерзкий вольнодумец сплотил вокруг себя таких же, как он сам, смелых парней, оборудовал с ними стан в труднодоступном горном ущелье и оттуда совершал нападение на богатые стойбища [17]. Нужно отметить, что записи Ф.Я. Кона (среди них есть и преда ния) отличаются определенностью тематики: почти все они характери зуют взаимоотношения социальных групп в феодальной Туве, что го ворит о заинтересованности самого собирателя в таких «историях». В 1903 и 1914 гг. в Туве побывал Г.Е. Грумм-Гржимайло, который опубликовал по итогам экспедиции книгу «Западная Монголия и Урянхайский край». В ней он описывает некоторые мифологические представления тувинцев, связанные с происхождением шаманов (в частности об оюннарском шамане Шагдыре), с языческими и буд дийскими божествами (пук, албыс, Кудай, Кыйбын Куу, Шакчадып, Курбусту и т.п.) [9, с. 131, 134, 135, 141, 149, 150]. Зафиксированные учеными-собирателями легенды и предания, не смотря на конспективность, уже тогда стали ценными источниками изучения культуры тувинского народа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2