Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)

[Когда] гул бубна [и] крики черного ворона подошли, к окрестностям аала ушедшего к бургану ламы приблизились, из его аала гонг, бубен, колокольчик, барабан загремели. Люди все это слышали. 9 Вскоре вниз по Верхнему Ишкину звуки бубна, чуть слыши­ мые, крики черного ворона раздавались [и] старушечий голос: « Халак-халак /» — слышался. Чааран-Шаманка, [и] когда жив был, Ловуна-Гадателя не одо­ лела, [и когда он] умер, ламу шаманка не одолела, оказыва­ ется. 73. КАК КАЙГАЛ СТАЛ ШАМАНОМ 1 Из [рода] донгаков человек по имени Кайгал на охоту пошел [и] на три дня пропал. [Когда] люди следом пошли [искать, он] в обмороке лежал. Люди его привели в чувство [и] расспро­ сили. [Когда он] на охоту шел, по лесу вниз, что-то круглое, как луна, красное спускалось. Этого испугавшись, [он] потерял соз­ нание. С того времени Кайгал шаманить начал. «Семеро моих желтых албысов *», — так он шаманил. 2 Его старший брат свой наконечник [стрелы] из атланта ма­ рала* потерял, [когда] в Чингирлээне белковал. Этот брат к Кайгалу пришел, хмельного налил: — Три года назад мой очень хороший наконечник [я] по­ терял, можешь возвратить* его для меня? — сказал. Кайгал пошаманил, наконечнику «помог» вернуться. Отвер­ стие того наконечника* пожухлой травой было [обвито], гово­ рят. 74. СИЛЫ ШАМАНОВ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ 1 В Шеле Дугур-Шаман и Сожул-Шаман друг друга съесть* пытались. Сожул был шаманом, [признанным всем] кожууном. Дугур [был] слабым [шаманом, сам] косолапый, оборванный, спокойный. Сожула [он] немного побаивался. Дугур [чужое] кузунгу умел выбивать* — его сила в этом [была]. В юрте потанцует-потанцует: «Держите!» — скажет. Ку­ зунгу очень далеко падало, звеня. 12 Заказ № 368

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2