Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
Бюргют был одним из прославленных сказителей края в XIX столетии. В его репертуаре преобладали героические сказания, такие как «Та- наа-Херел» (у Г.Н. Потанина «Тана-Герель»), «Эртине-Мерген» («Ерти- не-Мерген»), «Кангывай-Мерген» («Хангавай»), «Тун Караты-хан», «Ка раты-хан». Исследователь очень ценил эти тексты, считая их произ ведениями, общими для монголов, бурят и «турецких племен, насе ляющих Алтай и Саяны» [25]. Г.Н. Потанин впервые в истории российской фольклористики пред принял анализ образцов тувинской несказочной прозы, разыскивая сведения о происхождении тувинцев, их миропонимании. Он обратил внимание на общность многих сюжетов в фольклоре народов Цент ральной Азии. Так, сопоставив мифы и сказки алтайцев, монголов и тувинцев о великане Сартакпае (тув. Сартакпан), ученый отметил, что в ряде произведений мифологизация образа Сартакпая ведет к пре вращению его в культурного героя, но, в отличие от Кезера (Гэсэра), он не стал основным персонажем героического эпоса [39, с. 34]. Вслед за Г.Н. Потаниным глубокий интерес к тувинскому фольк лору проявил хакасский ученый Н.Ф. Катанов, автор знаменитой ра боты «Опыт исследования урянхайского языка» [12]. Во время пя тимесячной собирательской работы по тувинскому языку в 1889 г. Н.Ф. Катанов записал в Центральной Туве около пятисот произведений устного народного творчества, среди которых имеются легенды, пре дания и мифы об особенностях животных, птиц, рыб, о деяниях прошлого. Следует особо отметить, что местная феодально-буддийская знать чуждалась приезжих иноязычных людей. Еще в 1861 г., к при- меру, феодалы-чиновники изгнали В.В. Радлова из долины Кара-Холя, о чем свидетельствовал впоследствии сам великий ученый. Н.Ф. Ката нов работал среди тувинцев в то время, когда еще не утихли страш ные слухи о расправе феодальных властей над предводителями вос стания аратов в 1883—1885 гг., известного под названием «Восстание шестидесяти беглецов». Н.Ф. Катанов в статье «Предания присаянских племен о прежних делах и людях» [14] с сожалением отмечал, что ему не удалось за фиксировать рассказы о реальных исторических событиях. Крестьяне, напуганные недавними грозными событиями, по-видимому, опасались рассказывать легенды и предания на эту тему. Тем не менее он за писал ряд мифов, предания о Шадырване (правильнее Шыдарбан, монг. Чингунжав), от грамотных урянхайцев слышал рассказы о «кал мыцком вожде Амыр-Сане» и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2