Мифы, легенды, предания тувинцев. - 2010. ([Т. 28.)
1 На нагорной стороне нашего зимовья, называемого Хевек, на покрытой лесом северной стороне горы Бош-Даг вечно клубящая ся паром пасть земли есть. Эта пасть земли одну историю име ет, знаете ли вы. 2 Однажды возле нее девочка-пастушка на сером конском че репе* верхом сидела и качалась, вдруг в пасть земли [ее] засо сало, говорят. Эта девочка падала-падала [и] в Нижний мир упала. Народ подземного мира [имеет] необычный вид-облик, от облика земных людей сильно отличающийся, вот ужас, как аза- бук описывают, девочка затосковала, испугалась, заволновалась: «Погибла я, несчастное дитя я, из этого мира на землю как же выбраться можно», — подумала, свой дал-землю, родителей, дру- зей-товарищей, выращенный скот вспомнила, не горевавшая, за горевала, не плакавшая, заплакала*, так. 3 Вдруг « дирс-дарс , шиг-шаг » [раздалось, и] девочка поняла, [что], как раньше, на сером конском черепе верхом сидит, ка чается возле пасти земли, обрадовалась-развеселилась, в свою [юрту] прибежала, родителям рассказала, где побывала, что ви дела, так говорят. «На сером конском черепе сидеть нельзя. Он тебя хоть куда, в любое место унесет. К пасти земли приближаться нельзя, [она] притягивает, сразу в Нижний мир засосет», — сказали роди тели. 70. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ* 1 Существо человек две соединенные души имеет. [Когда] че ловек жив, две его души как одна душа существуют. [Когда] человек умирает, его душа в [том] месте, [где он] жил, сорок девять дней остается. Он с родными будто на самом деле живет. Но его никто не замечает, никто не видит. Страш но [для него] только то, [что когда] его родные, по нему горюя, плакать начинают, [на него] ледяной град с их кулак величиной падает, его бьет*, это, говорят, его близких слезы. 2 Умерший человек сорок девять дней из дома не уходит, под ходит сорок девятый день: «Что это случилось со мной, почему меня родные не видят, неужели я умер?» — думает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2